Несовершенная гарантия

Банковские гарантии как инструмент обеспечения конкурсных заявок мало популярны у участников госзакупок. Причины – в несовершенстве законодательства, позволяющего неоднозначно толковать соответствующую правовую норму.


Главный плюс банковской гарантии при обеспечении конкурсных заявок и госконтрактов – в возможности бесспорного списания средств. Для государственного заказчика эта опция решает ряд проблем. Главная из которых – освоение бюджетных средств. Но на практике норма о бесспорном списании исполняется банками далеко не всегда.
«С одной стороны, инструмент банковской гарантии предполагает, что контракт будет в любом случае обеспечен и банк, без каких-либо вопросов, оплатит штрафы и неустойки, появившиеся из-за неисполнения контракта, – приводит пример начальник юридического отдела Комитета госзаказа Петербурга Максим Похил. – Но на практике наблюдается тенденция невыплат, что приводит к судебным разбирательствам, которые длятся минимум полгода. Для госзаказчика это выливается в неисполнение бюджета».
По словам господина Похила, ситуация обсуждалась и с ЦБ РФ, и с Минэкономразвития. Представители федеральных структур ссылались на отсутствие судебной практики по этому вопросу. Сейчас в Комитете по госзаказу пытаются инициировать такую практику и рекомендуют заказчикам ставить возможность получения аванса по контракту в зависимость от обеспечения права заказчика на бесспорное списание.
«Мы пытаемся найти юридически безопасный путь, чтобы эта норма о бесспорном списании заработала», – резюмирует господин Похил.
Еще одна коллизия, связанная с банковскими гарантиями, сопряжена с банковским сопровождением. В Комитете госзаказа идеальным вариантом считают сквозное банковское сопровождение. То есть когда банк выдает гарантии на этапе конкурсной заявки, в случае победы участника в конкурсе обеспечивает и гарантии по исполнению контракта и далее сопровождает контракт. Банк в этом случае выступает профессиональным оценщиком. «Банк оценивает все риски, на протяжении всего процесса исполнения контракта видит, как исполняется контракт, и информирует заказчика обо всех проблемах», – перечисляет преимущества сквозного сопровождения Максим Похил.
Кроме того, что данный механизм снижает риски как для заказчика услуг, так и для банка, поставщик получает возможность сэкономить на цене банковской гарантии и услуге сопровождения. Но сегодня банки не предлагают сквозное сопровождение из-за неоднозначного толкования правовой нормы. Ситуацию могли бы исправить поправки в законодательство. В Комитете госзаказа Петербурга придерживаются мнения, что решить проблему можно и «снизу», при здоровом подходе поставщиков к исполнению контрактов, а банков – к оценке рисков.
По итогам I квартала 2017 года, банковские гарантии в качестве обеспечения конкурсной заявки мало пользуются спросом у участников госзакупок. По словам начальника отдела проверки участников торгов и межведомственного взаимодействия Комитета госзаказа Петербурга Сергея Бухарова, поставщики предпочитают обеспечивать свое участие «живыми» деньгами, используя банковские кредиты, даже при проведении крупных закупок. В качестве примера он приводит контракты Дирекции транспортного строительства на дорожные работы, общим объемом более 3 млрд рублей.
В 2016 году банковские гарантии пользовались спросом чаще, но в каждом втором случае Комитету приходилось их отклонять. «Это было связано с тем, что участники закупок и банки недостаточно хорошо изучили законодательство о контрактной системе и делали ошибки», – комментирует господин Бухаров. В Комитете госзазказа считают, что решить проблему могла бы типовая форма банковской гарантии.
Кредитные учреждения готовы работать с банковскими гарантиями. По сравнению с выдачей кредитов, банкам это почти ничего не стоит. Единственное – придется пристально изучить не только кредитную, но исполнительскую историю потенциального поставщика. Так, выдача банковских гарантий Петербургским филиалом Уральского банка реконструкции и развития в I квартале текущего года составила 45-50% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Что, по словам директора филиала Александра Казанского, повторяет федеральную тенденцию: «Процент одобрения по госзаказу в целом выше, чем в частном секторе, на 80%. Процент одобрения гарантий  по старым поставщикам – почти 100%, по новым – 50-60%».

Мнение:

Александр Казанский, директор филиала «Санкт-Петербургский» Уральского банка реконструкции и развития:

– Банковские гарантии – это не противопоставление кредитам, а очевидный тренд в существующей банковской реальности. Так как доступ к финансовым ресурсам затруднен, выдача гарантий – это компенсация выпадающего процента.

рубрика: События
автор: Анастасия Лаптенок
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.