Теплоизоляция в плюсе
Производство и потребление теплоизоляционных материалов в 2018 году растет, что обусловлено оживлением всего строительного рынка.
Производители теплоизоляционных материалов наращивают объемы выпуска. Такие данные приводит Росстат. В частности, за I квартал 2018 года производство минеральной ваты составило 10,4 млн т. В сравнении с аналогичным периодом 2017-го объемы выпуска увечились на 11,9%.
Кроме того, за последние месяцы поднялись и цены на теплоизоляцию. Только за апрель текущего года, согласно Росстату, цены на материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные в среднем по стране выросли на 5,6 %, а относительно января текущего года – на 8,5 %.
Положительную коррекцию в производстве и потреблении теплоизоляционных материалов отмечают и сами игроки отрасли. По словам генерального директора компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» Владимира Маркова, если с конца 2014 года по 2016 год на рынок серьезное негативное влияние оказывал экономический кризис, то в 2017 году, несмотря на некоторую волатильность, ситуация начала выравниваться. «Например, российский рынок экструзионного пенополистирола по итогам прошлого года вырос на 6%, каменной ваты – на 3%. Что интересно, в Европе в прошлом году наблюдался даже дефицит базальтовой теплоизоляции, что было выгодно и российским производителям, которые экспортируют туда продукцию», – отмечает он.
Как рассказывает директор по маркетингу и коммуникациям ООО «Парок» Таисия Селедкова, в I квартале 2018 года рынок теплоизоляции продемонстрировал рост порядка 10% по сравнению с тем же периодом 2017 года: «Конечно, столь существенный прирост отчасти обусловлен эффектом низкой базы прошлого года, однако мы видим ряд качественных позитивных изменений, которые позволяют нам говорить о развитии рынка с определенным оптимизмом. Во-первых, наблюдается рост в секторе жилищного строительства, что связано с предстоящими нововведениями в этом сегменте, в том числе вступлением в силу новых поправок в 214-ФЗ и изменениями в схеме долевого строительства. Во-вторых, ставки ипотечного кредитования находятся на историческом минимуме, что стимулирует спрос».
Специалисты рынка отмечают, что оживился и сегмент нежилищного строительства: перезапущено достаточное количество проектов, на которые планируются, либо уже идут поставки теплоизоляционных материалов. «Кроме того, помогает рынку и ужесточение мер противопожарной безопасности, а также и государственная политика по повышению энергоэффективности в строительстве и ЖКХ. Благодаря совокупности этих факторов мы рассчитываем, что рынок теплоизоляции в 2018 году может показать рост от 3% до 7%», – делает выводы Таисия Селедкова.
Эксперты также считают, что с ростом востребованности теплоизоляционных материалов в ближайшее время будет расти и конкуренция. Правда, достаточно локального типа. Сейчас значительная часть теплоизоляционных материалов, представленных на местном рынке, производится в Северо-Западном регионе, поскольку экономически невыгодно ввозить продукцию данного вида из других регионов и тем более из-за рубежа.
Мнение:
Таисия Селедкова, директор по маркетингу и коммуникациям ООО «Парок»:
– По-прежнему каменная вата сохраняет лидерство по спросу: ее доля в общем объеме потребления теплоизоляционной продукции оценивается в 48-50%, и все говорит о том, что эта доля будет расти. Из-за увеличения расходов производителей теплоизоляции на транспорт, логистику, закупку сырья и энергоресурсы ожидается рост цен. Резервы сокращения затрат и повышения внутренней эффективности во многом исчерпаны.