Административный балласт

Ленобласть «сольет» убыточные предприятия, упразднит лишние департаменты, избавит чиновников от непрофильных функций и введет квоты на штатные единицы в администрациях муниципалитетов. Губернатор региона Александр Дрозденко анонсировал масштабную административную реформу.


Реформа затронет государственных и муниципальных чиновников, а также бюджетные и муниципальные предприятия и учреждения. Ее цель – сократить накладные расходы на содержание госаппарата на 20%, устранить дублирование полномочий и передать непрофильные функции от государственных и муниципальных чиновников в МУПы и ГУПы.

Экономия – 2 млрд

Реализация реформы растянется на два года, первым этапом станет комплексный аудит, заказать который в правительстве региона планируют у одного из международных консалтинговых агентств, уровня McKinsey. Потратить на независимую оценку в правительстве готовы от 30 до 50 млн рублей. Конкурс объявят после сентябрьских корректировок бюджета. Следующим этапом станет изменение законодательной базы и принятие соответствующих нормативных актов, они должны быть готовы к 1 июля 2018 года. А уже с января 2019 года реформа должна заработать в полную силу.
Часть департаментов региональных комитетов будут упразднены, а их функционал передадут государственным бюджетным учреждениям. Например, распределение грантов переведут на уровень ГБУ (государственных бюджетных учреждений), ведение сайта «Открытый бюджет» заберут из полномочий Комитета по финансам, упразднив соответствующий департамент. Сокращению или переводу на уровень бюджетных учреждений подвергнутся все отделы и департаменты, которые не имеют контрольных функций и полномочий по распределению бюджетных средств – то есть непосредственно «чиновничьего опционала».
Это позволит сократить количество чиновников в составе правительства примерно на 10%, что, включая расходы на зарплату и содержание рабочих мест, даст экономию около 2 млрд рублей ежегодно. Оставшиеся сотрудники будут заниматься непосредственно тем, что прописано в их должностных инструкциях, не отвлекаясь на сторонние мероприятия.
По подсчетам Александра Дрозденко, средний специалист администрации обходится бюджету в 1,5-2 млн рублей ежегодно, а любая штатная единица, переданная от чиновника в бюджетное учреждение, дает экономию в 30%, даже в случае, если специалист не будет уволен по сокращению, а перейдет в ГБУ. «Чиновник должен остаться «голеньким»: исполнять только государственные функции и полномочия. Все остальное – должно быть передано государственным учреждениям и предприятиям», – объяснил подход к реформе Александр Дрозденко.

Слияние и упразднение

В рамках реформы в течение 2018 года предстоит ликвидировать все убыточные государственные и муниципальные предприятия. В первую очередь это коснется организаций в сфере ЖКХ. По мнению губернатора, убыточные МУПы следует или переводить в форму ООО, или объединять вокруг одного рентабельного предприятия, консолидировать активы. Это позволит МУПам активнее зарабатывать деньги, например, посредством участия в госконтрактах. Известно, что такую схему уже всерьез рассматривают в Комитете по дорожному хозяйству и планируют реализовывать ее в отношении дорожных ремонтно-строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ).
«В отрасли ЖКХ сотни МУПов, хотя давно планировалось перевести все МУПы в отрасли ЖКХ – в иные, более эффективные формы управления, например, акционерные общества. Но муниципалитеты сопротивляются. Это препятствует модернизации объектов ЖКХ – котельных, систем водоснабжения и т. д. В рамках этой реформы мы пойдем на реформирование отрасли ЖКХ по-крупному», – пригрозил губернатор.
Подведомственные учреждения комитетов часто дублируют функции друг друга или комитетов, к которым они «привязаны». Одна из задач реформы – устранить эту накладку. «У нас есть отрасли, где несколько бюджетных учреждений выполняют одинаковые функции, почему бы не объединить их в одно юрлицо? – рассуждает Александр Дрозденко. – Это способствует укреплению бюджетных учреждений и централизации госполномочий. Даже простое объединение сокращает как минимум четыре штатные единицы в одном ГУП».

Сдуть штаты

Реформа также должна устранить раздутый административный штат в муниципалитетах. В первую очередь это коснется тех муниципальных образований, которые не в состоянии сами себя обеспечить и более чем на 50% дотируются из регионального бюджета. Таких, по словам губернатора, в регионе около 70%. Им установят квоты по штатной численности сотрудников администрации. Для тех, кто не готов работать по новым правилам, предусмотрена альтернатива – объединение с соседним поселением с более крепким бюджетом.
«Есть муниципалитеты, где в административных границах находятся 750 жителей, а есть – где 15 тыс. жителей. Но штаты управления одинаковые. Мы хотим привязать штатную численность аппарата управления к количеству жителей, с поправкой на плотность населения, – пояснил г-н Дрозденко. – Чтобы муниципалам было проще «порезать» штат, 18 государственных полномочий в рамках реформы будут переданы с местного на региональный уровень».
Материал подготовлен по заказу Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.

Кстати

21 из 37 хозяйствующих обществ, созданных с участием Ленинградской области, будет приватизировано или ликвидировано. Такое решение принято после анализа финансово-экономических результатов организаций, выполненного по поручению и под контролем областного Комитета по управлению государственным имуществом. Отказ от этих активов станет одним из этапов административной реформы.

рубрика: Реформа
автор: Анастасия Лаптенок
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.