Между ценой и качеством
Для производителей и потребителей строительных материалов стал еще более актуальным вопрос цены и качества продукции.
По оценке ряда независимых экспертов, в настоящее время наблюдается снижение качества материалов, применяемых в строительстве. Это связано, считают они, с экономией застройщиками своих средств в кризисный период. Компании, в первую очередь небольшие, пытаются задействовать в своей работе самые дешевые материалы.
Дешево и сердито
С мнением аналитиков согласны и многие игроки строительного рынка. По словам генерального директора компании «H+H» Нины Авдюшиной, стремление застройщиков оптимизировать свои расходы, в том числе за счет снижения стоимости строительных материалов, в нынешних экономических условиях вполне объяснимо. Подобная политика призвана поддержать необходимую маржу при реализации проектов, уменьшить себестоимость строительства. Однако достичь желаемого снижения цен по всему ассортименту используемых стройматериалов у строительных компаний получается не всегда.
Генеральный директор компании «ПрофБетон» Олег Семененко отмечает, что экономический кризис также существенно сказался на спросе на недвижимость среди конечных покупателей. Это привело к тому, что застройщики были вынуждены искать пути улучшения и увеличения продаж своих «метров». При этом многим пришлось идти на закупку материалов по более низким ценам, что зачастую приводило к приобретению материалов более низкого качества. «Категорически не согласен со строительством по принципу «дешево-сердито». Качественный материал не может быть дешевым. Конечно, в работе надо искать золотую середину между качеством и ценой, но гнаться только за ценой – это утопия», – считает Олег Семененко.
С мнением коллег согласен и коммерческий директор «Павловский завод» Сергей Бажитов. Он отметил, что продажи кирпича, выпускаемого предприятием, в настоящее время смещаются в сторону более дешевой номенклатуры. Также возникают случаи замены стеновых и перегородочных плит «Павловского завода» на схожую и более дешевую продукцию других предприятий, существенно уступающую по техническим характеристикам.
«К сожалению, строители считают, что покупатель не может оценить качество покупаемого жилья, и это так. Но никто не может посчитать упущенные издержки при продаже следующих корпусов и жилых комплексов из-за отзыва недовольного жильца, въехавшего в дом, и принято думать, что их нет. А если это массовое явление на рынке, то не будет ли смещаться спрос в сторону «вторички»? На мой взгляд, регулировать качество материалов сложно – жилье строится по СНиПам, и на всю применяемую продукцию есть сертификаты. Но, может, ведущим застройщикам или СРО имеет смысл сделать собственную добровольную сертификацию строящихся объектов и подойти к ней с точки зрения потребителя», – полагает Сергей Бажитов.
Репутация важнее
Между тем, некоторые девелоперы уверены, что строить из дешевых и низкокачественных материалов обойдется «себе дороже» и стараются оптимизировать в работе другие процессы. Также они жалуются на низкокачественные материалы, с которыми иногда сталкиваются.
Финансовый директор ГК «Технополис» Сергей Жданов отмечает, что в массовом строительстве никто не использует плохие материалы. Риск, что стяжка не затвердеет из-за плохого цемента или монолит развалится из-за арматуры, гораздо серьезнее, чем экономия. Так могут поступать только совсем «черные» компании, отмечает он, которым не место на рынке.
«Как правило, строители понимают, где материал фальсифицированный или «разбодяженный». Например, тот же цемент легко разбавить золой, и марку никто сверять не будет (может, если только лаборатория, что происходит изредка). В штукатурку можно добавить больше песка, а не гипса. В этом случае она станет дешевле, но ее расход будет больше. Другой пример – металлические входные двери, где производители манипулируют с маркой стали. В частности, делают дверь тоньше и закладывают меньше шумоизоляции», – добавляет Сергей Жданов.
По мнению генерального директора Level Group Кирилла Игнахина, стратегия строить «дешево и сердито» в сегодняшних условиях неэффективна из-за конкуренции как производителей стройматериалов, так и строителей жилья. Сэкономив сегодня на строительных материалах, которые через 3-5 лет начнут, скажем, трескаться или покрываться плесенью, в будущем можно подорвать свою репутацию и лишиться клиентов. Поэтому качество строительства сегодня в приоритете – это залог успеха в будущем.
«Чаще всего фальсификат встречается в отделочных материалах, хотя есть контрафакт и в бетоне, кирпиче, металлоизделиях, кабельной продукции. Прикрываясь техническими условиями, производители самостоятельно регулируют качество производимой продукции: они могут сэкономить на технических характеристиках, применяемых вспомогательных материалах и пр. Это позволяет получить максимальную прибыль при меньших затратах и отсутствии должного контроля со стороны покупателя», – делает выводы девелопер.
Среди строительных материалов чаще всего подделывают бетон, считает генеральный директор компании «Новые Ватутинки» Александр Зубец. Иногда недобросовестные компании продают продукт дешевых марок под видом более дорогих и качественных.
Генеральный директор строительной компании "Дачный Сезон" Тимур Дасаев отмечает, что гоняться за дешивизной — идея, которая может оказаться опасной. «Если вы не можете объяснить себе подозрительно низкую цену продукта, то рисковать не стоит.Нормально — если у Вас есть компания-поставщик, с которой Вы ведете бизнес-отношения многие годы, и она предлагает Вам особую скидку. В этой ситуации дешево получается потому что партнеру выгодно поддерживать с нами прочные длительные отношения, ей нравится объем заказов, это поддерживает их бизнес. Если понимания нет, то есть риск, что вам пытаются подсунуть некачественный материал»,- полагает он.
Руководитель проекта ЖК «Мир Митино» Герман Жуков добавляет, что на рынке существует еще такая проблема, когда сам производитель, по сути, фальсифицирует свой продукт. Так, абсолютно типичная ситуация для любого рынка, когда производитель выходит с качественным продуктом по приемлемой для потребителя цене, но при этом он понимает, что при таком соотношении цены и качества долго не продержится. И раскрутив этот продукт, производитель идет на различные хитрости, изменяя, к примеру, состав продукции.
Тем не менее, по мнению генерального директора IKON Development Евгении Акимовой, риск нарваться на фальсифицированную продукцию у застройщика на сегодняшний день все ниже: «Ведь почти у каждого девелопера есть собственный контроль качества, который отвечает за соответствие стройматериалов заявленным нормам и требованиям. Если вдруг выяснится, что, к примеру, в цементной смеси есть какие-то примеси, то с поставщиком попросту разрывается договор. Поэтому многие застройщики предпочитают работать с проверенными компаниями, заслужившими доверие многолетним опытом сотрудничества».
С данными выводами застройщика согласны и производители. Как отмечают в компании «Экспертэкология» (производители лакокрасочных материалов торговой марки «Неомид»), в настоящее время растет разборчивость потребителя. Обмен мнениями и опытом в Интернете, прямое общение с производителем – это все стало доступно, поэтому качество выходит на первый план. Удовлетворять, а иногда и предвосхищать требования покупателя – в интересах самого производителя. При этом крупные игроки строительного рынка не стремятся к единичной продаже, репутация и обратная связь потребителя важнее.
Мнение:
Нина Авдюшина, генеральный директор компании «H+H»:
– Качество материалов по-прежнему имеет значение. Например, как мы видим по рынку газобетона, уровень требований к качеству газобетонной продукции у крупных застройщиков не снижается. Что и понятно, ведь стены – это один из основных конструктивных элементов строительства. При этом сегодня производители строительных материалов вынуждены поднимать цены на продукцию из-за роста своих затрат. Такая ситуация актуальна и для рынка газобетона.