Обойтись без споров
Разногласия между дизайнером и заказчиком могут привести к неприятным последствиям в работе обеих сторон. Для того, чтобы таких ситуаций было как можно меньше, заказчику важно не отходить от концепции проекта, а творческим людям – быть максимально автономными, считают эксперты.
С 13 по 15 сентября текущего года на площадках «Экспофорума» состоялась международная выставка предметов интерьера и декора Design&Decor St. Petersburg. В Северной столице она прошла в пятый раз.
Организатором мероприятия стала компания «ПРИМЭКСПО» – офис международной группы компаний ITE в Санкт-Петербурге. Газета «Строительный Еженедельник» выступила информационным партнером.
В рамках деловой программы выставки состоялся архитектурный форум ArchiSpace, на котором ведущие дизайнеры и архитекторы города рассказали о тонкостях своей работы и основных ее тенденциях.
За независимость
В своем выступлении перед студентами профильных вузов руководитель «Архитектурной мастерской Сахновского» Виктор Сахновский рассказал о сложностях, которые возникают с заказчиками. Из-за разногласий сторон нередко бывают случаи, когда проект так и остается на бумаге. Так, в начале работы клиент делится своим видением и выдает ТЗ, но, когда архитектор начинает изучать все подробнее, то становится ясно, что проект будет отличаться от первоначальной задумки. Конструктив здания, инженерия, технологии – все это вносит свои коррективы. «На этом этапе начинается борьба с заказчиком. Задача архитектора – убедить его, доказав причину применения необходимых технологических решений», – объясняет Виктор Сахновский.
Спорные ситуации могут возникнуть и на следующем этапе – в работе со строительными компаниями. Они могут начать уговаривать заказчика упростить архитектурный образ, нанеся ущерб его эстетической составляющей. По словам Виктора Сахновского, в попытках отстоять свою позицию застройщики или заказчики часто обращаются в суд, который в большинстве случаев принимает их сторону. Для того, чтобы по этим причинам архитектору не стать банкротом, г-н Сахновский советует творцам быть максимально автономными.
«Многие архитектурные мастерские «ложатся» под заказчиков. Мне предлагали сотрудничество многие крупные застройщики Петербурга. Но независимость архитекторов выдержать крайне важно – и только тогда можно отстаивать свой эскиз. Это позволяет маневрировать и не попасть в зависимость от генподрядчиков и строителей», – сказал Виктор Сахновский.
Половинчатый подход
О специфике работы дизайнера с клиентом в оформлении коммерческих помещений Петербурга рассказал руководитель архитектурного бюро AMD Максим Батаев. По его словам, дизайн может как исправить ошибки маркетинга, так и усугубить их.
В качестве примера он привел универмаг брендовой одежды Au Pont Rouge у Красного моста, в котором недавно прошла реконструкция. По словам г-на Батаева, на обновлении универмага инвестор не экономил. За эскизы оформления одного этажа заказчик был готов платить более 10 млн рублей. В создании проекта принимали участие компании из нескольких стран.
«По составу участников и первоначальной идее проект хороший. Очень европейский. Но для Петербурга, привыкшего к хипстерским пространствам, к кирпичам и лофту, он не совсем удачный», – считает Максим Батаев.
Как сообщил г-н Батаев, авторы несколько раз меняли концепцию, команды дизайнеров, что впоследствии сыграло злую шутку. «Заказчик отказался от многих важных вещей, результатом чего стал половинчатый подход в оформлении интерьеров. Они смотрятся незаконченными. Потрачено колоссальное количество средств, но продажи идут вяло», – сказал Максим Батаев, добавив, что следствием не совсем удачно реализованного проекта стал «неправильный» пиар. Объект можно было рекламировать как архитектурный и интерьерный шедевр, но возможность была упущена.
Спрос на свет
Помимо проблем с заказчиками обсудили участники форума и основные тенденции отрасли. Одна из них – новый подход к освещению помещений. Как сообщил коммерческий директор компании ArtLight Константин Цепелев, среди российских городов в этом наиболее преуспели москвичи. При строительстве жилых комплексов и коммерческих объектов они начали разрабатывать индивидуальные системы освещения. Это стало возможно благодаря RGB-светодиодам, с помощью которых можно управлять не только интенсивностью света, но и его спектром.
Это, по мнению Константина Цепелева, «позволяет жителям мегаполиса почувствовать себя единицей природы». Так, хорошо продуманным светом можно создать ощущение открытого пространства, нахождения на открытом воздухе. Кроме того, пользуясь такими приемами, можно разделить офис на несколько рабочих зон, распределять потоки людей в торговых центрах и пр. Управлять системой освещения можно через мобильные приложения или Bluetooth.
«Для того, чтобы создать грамотный проект с точки зрения освещения, функциональности и эстетики, в первую очередь нужно понять, как и для чего будет использоваться помещение. Это позволит избежать многих ошибок», – сказал Константин Цепелев. К таковым он отнес глянцевое напольное покрытие в бизнес-центрах. В этом случае бликующие лампы создают неблагоприятные условия для офисных работников.
В целом, по данным Константина Цепелева, затраты на создание индивидуального освещения коммерческого помещения на 30% выше по сравнению со стандартным проектом.