На пути к умному городу
На II Ежегодном Инвестиционном форуме власти Петербурга назвали приоритетные направления для городских инвестпроектов. В первую очередь они должны быть направлены на формирование концепции «Умный город».
Форум проходил 26-27 октября текущего года на площадке новой сцены Александринского театра. В нем приняли участие политики, бизнесмены, юристы и финансисты. Организатором форума стал Комитет по инвестициям Петербурга, газета «Строительный Еженедельник» выступила информационными партнером.
Инвестиционные перспективы
Открыл форум вице-губернатор Петербурга Игорь Албин с выступлением в формате инвестиционного послания. Губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко в этот день был в Москве на заседании Совета безопасности РФ.
Игорь Албин сообщил, что с 2012 по 2016 год прирост инвестиций в основной капитал составил 25% в сопоставимых ценах. В 2016 году этот показатель превысил 582 млрд рублей. Это на 12% больше по сравнению с 2015 годом. За первые шесть месяцев 2017 года объем инвестиций в основной капитал организаций Петербурга составил 249,8 млрд рублей.
Что касается суммы иностранных инвестиций в экономику города, то по итогам 2016 года она составила 7,6 млрд долларов, что на 2% больше по сравнению с 2015 годом, но далеко от рекордных показателей 2013 года – тогда они составили 13 млрд долларов.
Больше всего зарубежных инвесторов в Петербурге привлекают проекты по развитию территорий, сферы транспорта и транспортной инфраструктуры, оптовой и розничной торговли и обрабатывающей промышленности.
Для того, чтобы строителям было проще вести бизнес в Петербурге, власти города продолжают сокращать административные барьеры. Так, сроки получения разрешения на строительство сократились с 240 дней до 90. Кроме того, в городе существенно упрощено согласование проектов планировки территорий и запущена Единая система строительного комплекса. Благодаря этому строителям оказывается 24 вида услуг по принципу одного окна. До конца текущего года строительную отрасль почти полностью переведут на безбумажный документооборот.
В следующем году власти города сделают акцент на формирование нового Генерального плана, пообещал вице-губернатор. Схема пространственного развития Петербурга будет создаваться исходя из концепции Smart City. «Умный город начинается с умного транспорта и развития улично-дорожной сети. Мы формируем транспортную модель развития города для того, чтобы решить ключевую проблему – проблему комфортного перемещения грузов и пассажиров. В этом ряду главенствующее положение занимает общественный городской транспорт, и мы будем его дальше развивать», – сказал Игорь Албин.
Воспитать бизнес
Участники пленарного заседания «Глобальный город и его роль в мировой экономике. Инвестиции в технологии, талант и креатив» говорили об особенностях реализации крупнейших проектов в Петербурге.
По словам исполнительного директора АО «МФК «Лахта центр» Александра Бобкова, во время реализации таких крупных проектов, как строительство «Лахта центра», важно выбрать путь максимальной открытости. «Здесь можно провести аналогию с бассейном и океаном. Для поддержания достойного состояния воды в бассейне нужно прилагать много усилий, и все равно она не будет такой, как в океане», – сказал Александр Бобков.
В качестве подтверждения своих слов он сказал, что за три года строительства небоскреба, который уже стал самым высоким зданием в Европе, компания привлекла к работе 20 тыс. человек, половина из которых трудится на стройплощадке. За опытом специалисты холдинга обратились к представителям 18 стран. Стоит добавить, во время возведения «Лахта центра» строители освоили новые строительные технологии. К ним можно отнести применение композитных материалов при возведении колонн. До «Лахта центра» в России они использовались только в мостостроении.
Александр Бобков добавил, что госкомиссия начнет принимать объект в марте следующего года. Весной уже будет сформирован список арендаторов, а осенью петербургский небоскреб будет введен в эксплуатацию.
Поделились своими впечатлениями о работе в Петербурге и иностранные инвесторы. В конце 90-х годов прошлого века компания «Ригли» на Пулковском шоссе открыла фабрику по производству жевательной резинки. Компания планирует инвестировать более 600 млн рублей в модернизацию производства. Основными причинами, по которым холдинг решил остаться в Петербурге, как говорит генеральный директор сегмента «Ригли» Махер Батруни, являются удачное географическое положение, наличие необходимой инфраструктуры, квалифицированные сотрудники и господдержка. «Все это в Петербурге есть. Но городу необходимы инициативы по введению налоговых преференций. Они нам очень нужны», – сказал Махер Батруни.
С мнением г-на Батруни согласен и управляющий партнер петербургского офиса адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Иван Смирнов. «В Петербурге есть понятные правила игры, меры господдержки в части снятия административных барьеров. Но останавливаться на этом рано. В стране много конкурирующих регионов, пытающихся отхватить кусок пирога», – считает Иван Смирнов. Так, период налоговых льгот, распространяющийся на три года, сохраняется неизменным на протяжении более 10 лет. Господин Смирнов предложил увеличить на законодательном уровне длительность льготного периода до семи лет – среднего срока окупаемости проекта.
К слову, о господдержке. По словам председателя Комитета по инвестициям Петербурга Ирины Бабюк, ведомство разрабатывает проект федерального закона, направленного на расширение списка объектов, по которым возможна схема ГЧП. «Сейчас в основном по ГЧП возможно строительство промышленных объектов, но мы решили добавить и движимое имущество. Ассортимент объектов, по которым будет использована схема ГЧП, расширяется», – пояснила «Строительному Еженедельнику» Ирина Бабюк.
Так, в обновленный список планируется включить парковочное оборудование, элементы обустройства дорожной сети, остановки общественного транспорта, объекты благоустройства.
Председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин сообщил, что сегодня приоритетными для инвестирования являются сфера коммунального хозяйства и природоохранные проекты. «Петербург был пионером по привлечению международных инвестиций для реконструкции водоочистных сооружений. Мы планируем реализовывать подобные проекты с «Водоканалом» Петербурга и привлечь для этих целей другие банки», – поделился планами Дмитрий Панкин.
Игорь Албин подчеркнул, что власти города особое внимание уделяют стратегическим инвестиционным проектам, которые через мультипликативный эффект окажут влияние на экономику региона в целом. «Основное внимание городских властей отводится качеству управления, качеству городской среды, а также качеству бизнеса – такого, который любит и развивает свою страну, а не живет по принципу «Родина там, где меньше налоги». Это наша ключевая задача: найти, помочь, подержать и даже воспитать такой бизнес», – сказал он.
Кстати:
На Форуме Игорь Албин рассказал о планах реализации одного из крупнейших проектов ГЧП в Петербурге: международного аэропорта «Пулково». Авиахаб нуждается в реконструкции. Так, согласно прогнозам, в 2017 году воздушная гавань обслужит более 16 млн пассажиров. К 2020 году пропускная способность достигнет своего максимума и составит 25 млн человек.
«Пришло время подумать о реконструкции второго терминала «Пулково». Минтранс РФ уже напомнил об этом партнеру нашего города», – сказал Игорь Албин, имея в виду ООО «Воздушные ворота Северной столицы», которое сегодня управляет аэропортом.
Окончательное решение по поводу второй очереди реконструкции воздушной гавани будет принято в 2018 году.