Кто копает под Кольцевую

Генеральная прокуратура продолжает изучать материалы, предоставленные этому ведомству Счетной палатой РФ в связи с финансовыми и технологическими нарушениями, якобы допущенными при строительстве первой очереди КАД.

Напомним, что в конце минувшего года коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки использования средств федерального бюджета, направленных в 2002-2003 годах на строительство кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Как сообщали в Управлении информации и общественных связей Счетной палаты РФ, проверка проходила в сентябре-ноябре 2003 года в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2003 год.
В числе финансовых нарушений называются последствия корректировки проектно-сметной документации (ПДС) проекта первой очереди КАД. Проведенная Главгосэкспертизой России в 2002 году «уценка» позволяла снизить сметную стоимость строительства с 66,2 до 45,1 млрд рублей. На поверку экономия оказалась убыточной. Пока шла бумажная канитель, строительство было начато досрочно, фактически без документов. Именно тогда городская прокуратура обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой о признании незаконным сооружения трех участков восточного полукольца: от проспекта Культуры до трассы на Морье, моста через Неву и от моста до автодороги на Морье.
Тем временем необходимость последующего утверждения технико-экономического обоснования и ПДС вообще потребовала приостановки работ более чем на пять месяцев. В результате на 1 июля 2002 года стоимость выполненных работ составила 593 млн рублей, или всего 11,8 процента от годового задания.

Закрытая дорога
По данным Управления информации Счетной палаты, в 2003 году заказчик Кольцевой – ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» (ДСТО) оплачивала одни и те же работы ряда подрядных организаций по различной стоимости. При этом разница цен зачастую составляла от 10 до 40 процентов, а по отдельным видам работ менялась более чем в три раза.
В числе причин, породивших столь запутанную финансовую картину, некоторые эксперты называют «непрозрачность» всех операций на Кольцевой, работы на которой велись в «обстановке строгой секретности». Напомним: к моменту деления восточного полукольца на лоты победители тендера были наделены функциями генподрядчиков, а вместе с ними и обязательством обмениваться информацией только с Минтрансом России.
В числе прочих нарушений Счетная палата отметила несоблюдение сроков сдачи в эксплуатацию ряда объектов первой очереди автодороги, а также ненадлежащее качество дорожного покрытия. После 10 месяцев эксплуатации на ряде участков образовались многочисленные трещины в асфальтобетоне. Преждевременное разрушение трассы специалисты связывают с ее неправильным содержанием: уже построенные участки почти год не принимали в эксплуатацию по причине отсутствия освещения и невозможности сдачи в таком виде госкомиссии.

Леса свели под корень
Нынешняя история с генпрокуратурой – далеко не первая в юридической биографии стройки века. В свое время определенный интерес к строительству КАД проявили депутаты Законодательного собрания предыдущего созыва, призывавшие к созданию рабочей группы, которая сформулировала бы единые позиции ЗС и представителей муниципальных образований, по территории округов которых проходит трасса.
В минувшем году Министерство природных ресурсов РФ инкриминировало КАД нарушение природоохранного законодательства. По информации пресс-службы МПР, за последние два года строительство дорожных объектов в Петербурге и области нанесло ущерб лесному хозяйству почти в 500 млн рублей.
В списке виновных вместе с КАД значатся также Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, федеральные автодороги «Скандинавия» и «Россия». Материалы переданы в Северо-Западное отделение Генеральной прокуратуры.
В свете упомянутых событий неудивительно, что прошлым летом стройку века посетил сам президент Европейского банка г-н Жан Лемьер. Заметим, что ранее
г-н Лемьер никогда лично не интересовался, как Россия распоряжается деньгами ЕБРР. Пока ЕБРР не предъявлял нам претензий, хотя одним из последних кредитов петербургская КАД поделилась с другой стройкой века – дорогой Чита–Хабаровск.

Письма полетят
Помимо материалов, представленных в генпрокуратуру, коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Минтранс РФ. Отчет о результатах проверки отправят в Государственную думу и Совет Федерации. На Северо-Западе с материалами будут ознакомлены полпред Президента в СЗФО Илья Клебанов и губернатор Валентина Матвиенко. О результатах работы главного надзорного органа страны станет известно не раньше марта.

Автор: Зоя Шпанько
рубрика: Cобытия и комментарии
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.