Будем жить как в Голландии
Добрая половина Голландии расположена ниже уровня моря. Построив защитные сооружения, голландцы постепенно отвоевывали кусочки морского дна, что благотворно сказывалось на экономике страны.
Теперь уже никто не спорит, нужен или нет Петербургу комплекс защитных сооружений от наводнений. Катастрофические наводнения происходят в нашем городе примерно раз в сто лет, последние датируются 1824-м и 1924-м годами.
Так исторически сложилось, что КЗС в Петербурге строится третье десятилетие, или третий нормативный срок (проектом была установлена продолжительность строительства 12 лет). Политическая возня второй половины 80-х привела к непоправимым последствиям с точки зрения экономики: по сути дела, произошло омертвение государственных капиталовложений. На «замороженной» стройке идут обратные процессы, то есть разрушение. Перемычки котлована судопропускного сооружения С-1, находящегося на отметке 27 метров по балтийской системе высот, при очередном сильном наводнении могут просто разрушиться. В результате котлован будет затоплен, что обернется катастрофой для всего сооружения.
Дяденька, дай денег!
К теме строительства дамбы нас побудили вернуться сообщения некоторых СМИ о том, что завершение работ на КЗС отодвигается из-за недофинансирования.
Напомним, общий объем финансирования для завершения строительства комплекса составляет 25 млрд рублей. Сегодня строительство финансируется из двух источников. Большая часть – $325 млн – это заемные средства иностранных банков. Остальные деньги, во исполнение условий заемщиков, должно выделить Правительство Российской Федерации. Сроки окончания работ поставлены жесткие – 2008 год. С тем, чтобы сроки не растянулись, объект будет разбит на несколько лотов, по которым в 2004 году намечается проведение торгов.
«Строительному Еженедельнику» стало известно, что на текущий год в российском бюджете на завершение КЗС запланировано около 150 млн рублей. Это 10 процентов от необходимого. Нам также стало известно, что сейчас на правительственном уровне решается вопрос о выделении дополнительного финансирования в размере 600-700 млн рублей.
Деньги нужны в том числе и на корректировку проекта, которая производится консультантом-проектировщиком – английской фирмой «Халкроу» (технический проект был утвержден еще в 70-е годы прошлого века и дважды корректировался). За годы долгостроя произошли изменения в имущественно-правовой системе управления объектом, применяемых технологиях и материалах, в схеме предупреждения наводнений и экологического мониторинга. Изменились правила судовождения, и на С-1 нужно менять ось существующего морского канала, чтобы в Невскую губу суда могли заходить в соответствии с международными требованиями. Новым проектом будет уточнена организация строительства, с определением мест выемки, складирования, насыпи грунтов.
Город выгоду обретет
Петербург, страдающий от разорительных для его бюджета наводнений, кровно заинтересован в завершении строительства дамбы и является, выражаясь языком кредитного договора, выгодоприобретателем. Поэтому город должен будет осуществлять финансирование последующей эксплуатации дамбы и проводить мероприятия по рентабельности использования комплекса.
В ноябре прошлого года между Госстроем России и Санкт-Петербургом подписан договор, который после прохождения юридической экспертизы должен одобрить один из заемщиков, Европейский банк реконструкции и развития. Санкт-Петербург в документе представляет Управление «Морзащита», на которое возложен ряд функций: эксплуатация сооружений, переданных городу в установленном порядке; природоохранные мероприятия; контроль и надзор за строительством; вопросы интегрированного управления водными ресурсами.
Начальник «Морзащиты» Александр Савин утверждает, что о переносе сроков строительства на более позднее время говорить пока рано: «Нам задан курс на 2008 год. Когда вопрос финансирования будет решен и строительство развернется в полном объеме и пойдет ритмично, тогда и можно будет что-то прогнозировать».
Если пофантазировать
Говоря официальным языком, основными задачами КЗС являются: защита города от наводнений; создание автотранспортного перехода через Невскую губу; возможность частичного регулирования гидрологического режима и экологического состояния акватории Финского залива; обеспечение условий морского судоходства.
А фактически речь идет о возникновении современного большого порта Петербурга. Когда с завершением строительства комплекса замкнется кольцо КАД, отпадет необходимость везти через город грузы, а грузооборот можно будет увеличить в два раза.
Жители Кронштадта, все еще несущего на себе отпечаток закрытого военного города (простите за деликатную подробность, но в городе до недавнего времени не было даже своего морга), получат новые рабочие места и развитую инфраструктуру, от портовых сооружений до зон отдыха. Кронштадт станет привлекательным для туристов, яхтсменов и бизнесменов.
Перестанут затапливаться и вымываться прилегающие к заливу территории курортной зоны, и их станут осваивать строители.
Пока в КГА только разрабатывается Генплан развития города, можно помечтать о возникновении в Кронштадте нового морского вокзала, который позволит не «тащить» суда до существующего в черте города морского вокзала, а доставлять пассажиров по шестиполосной автотрассе с обзором курортной зоны и осмотром достопримечательностей Петергофа и Ломоносова.
Огромная инвестиционная привлекательность осваиваемой территории подвигла одного из городских архитекторов даже на проект аэропорта на намывных землях в акватории Финского залива, примыкающих к дамбам с северной стороны КЗС.
P.S. Автор просит прощения за использование в последней части материала только будущего времени.
Справка
У страховщиков: Выгодоприобретатель – физическое или юридическое лицо, назначенное страхователем для получения компенсации ущерба в результате наступления страхового случая. В страховании здоровья – медицинскую услугу.
У юристов: Выгодоприобретатель – лицо, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом. В качестве выгодоприобретателя может выступать учредитель управления или третье лицо.
Автор: Галина СЕРГЕЕВА
Теперь уже никто не спорит, нужен или нет Петербургу комплекс защитных сооружений от наводнений. Катастрофические наводнения происходят в нашем городе примерно раз в сто лет, последние датируются 1824-м и 1924-м годами.
Так исторически сложилось, что КЗС в Петербурге строится третье десятилетие, или третий нормативный срок (проектом была установлена продолжительность строительства 12 лет). Политическая возня второй половины 80-х привела к непоправимым последствиям с точки зрения экономики: по сути дела, произошло омертвение государственных капиталовложений. На «замороженной» стройке идут обратные процессы, то есть разрушение. Перемычки котлована судопропускного сооружения С-1, находящегося на отметке 27 метров по балтийской системе высот, при очередном сильном наводнении могут просто разрушиться. В результате котлован будет затоплен, что обернется катастрофой для всего сооружения.
Дяденька, дай денег!
К теме строительства дамбы нас побудили вернуться сообщения некоторых СМИ о том, что завершение работ на КЗС отодвигается из-за недофинансирования.
Напомним, общий объем финансирования для завершения строительства комплекса составляет 25 млрд рублей. Сегодня строительство финансируется из двух источников. Большая часть – $325 млн – это заемные средства иностранных банков. Остальные деньги, во исполнение условий заемщиков, должно выделить Правительство Российской Федерации. Сроки окончания работ поставлены жесткие – 2008 год. С тем, чтобы сроки не растянулись, объект будет разбит на несколько лотов, по которым в 2004 году намечается проведение торгов.
«Строительному Еженедельнику» стало известно, что на текущий год в российском бюджете на завершение КЗС запланировано около 150 млн рублей. Это 10 процентов от необходимого. Нам также стало известно, что сейчас на правительственном уровне решается вопрос о выделении дополнительного финансирования в размере 600-700 млн рублей.
Деньги нужны в том числе и на корректировку проекта, которая производится консультантом-проектировщиком – английской фирмой «Халкроу» (технический проект был утвержден еще в 70-е годы прошлого века и дважды корректировался). За годы долгостроя произошли изменения в имущественно-правовой системе управления объектом, применяемых технологиях и материалах, в схеме предупреждения наводнений и экологического мониторинга. Изменились правила судовождения, и на С-1 нужно менять ось существующего морского канала, чтобы в Невскую губу суда могли заходить в соответствии с международными требованиями. Новым проектом будет уточнена организация строительства, с определением мест выемки, складирования, насыпи грунтов.
Город выгоду обретет
Петербург, страдающий от разорительных для его бюджета наводнений, кровно заинтересован в завершении строительства дамбы и является, выражаясь языком кредитного договора, выгодоприобретателем. Поэтому город должен будет осуществлять финансирование последующей эксплуатации дамбы и проводить мероприятия по рентабельности использования комплекса.
В ноябре прошлого года между Госстроем России и Санкт-Петербургом подписан договор, который после прохождения юридической экспертизы должен одобрить один из заемщиков, Европейский банк реконструкции и развития. Санкт-Петербург в документе представляет Управление «Морзащита», на которое возложен ряд функций: эксплуатация сооружений, переданных городу в установленном порядке; природоохранные мероприятия; контроль и надзор за строительством; вопросы интегрированного управления водными ресурсами.
Начальник «Морзащиты» Александр Савин утверждает, что о переносе сроков строительства на более позднее время говорить пока рано: «Нам задан курс на 2008 год. Когда вопрос финансирования будет решен и строительство развернется в полном объеме и пойдет ритмично, тогда и можно будет что-то прогнозировать».
Если пофантазировать
Говоря официальным языком, основными задачами КЗС являются: защита города от наводнений; создание автотранспортного перехода через Невскую губу; возможность частичного регулирования гидрологического режима и экологического состояния акватории Финского залива; обеспечение условий морского судоходства.
А фактически речь идет о возникновении современного большого порта Петербурга. Когда с завершением строительства комплекса замкнется кольцо КАД, отпадет необходимость везти через город грузы, а грузооборот можно будет увеличить в два раза.
Жители Кронштадта, все еще несущего на себе отпечаток закрытого военного города (простите за деликатную подробность, но в городе до недавнего времени не было даже своего морга), получат новые рабочие места и развитую инфраструктуру, от портовых сооружений до зон отдыха. Кронштадт станет привлекательным для туристов, яхтсменов и бизнесменов.
Перестанут затапливаться и вымываться прилегающие к заливу территории курортной зоны, и их станут осваивать строители.
Пока в КГА только разрабатывается Генплан развития города, можно помечтать о возникновении в Кронштадте нового морского вокзала, который позволит не «тащить» суда до существующего в черте города морского вокзала, а доставлять пассажиров по шестиполосной автотрассе с обзором курортной зоны и осмотром достопримечательностей Петергофа и Ломоносова.
Огромная инвестиционная привлекательность осваиваемой территории подвигла одного из городских архитекторов даже на проект аэропорта на намывных землях в акватории Финского залива, примыкающих к дамбам с северной стороны КЗС.
P.S. Автор просит прощения за использование в последней части материала только будущего времени.
Справка
У страховщиков: Выгодоприобретатель – физическое или юридическое лицо, назначенное страхователем для получения компенсации ущерба в результате наступления страхового случая. В страховании здоровья – медицинскую услугу.
У юристов: Выгодоприобретатель – лицо, в интересах которого доверительный управляющий осуществляет управление имуществом. В качестве выгодоприобретателя может выступать учредитель управления или третье лицо.
Автор: Галина СЕРГЕЕВА
рубрика:
Правила игры
