Издания

Официальная публикация

В Великом Новгороде проведут работы по сохранению здания железнодорожного вокзала

По итогам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению здания железнодорожного вокзала середины XX века в Великом Новгороде дано положительное заключение.

благоустройство благоустройство
В Великом Новгороде проведут работы по сохранению здания железнодорожного вокзала
Источник: Портал Градостроительный План Великого Новгорода

Проходят общественные обсуждения.

Железнодорожный вокзал был построен в 1950-1953 годах на месте одноэтажного деревянного вокзала, сгоревшего в годы оккупации Новгорода (1941-1944). Автором проекта вокзала, принятого к реализации по результатам проведенного в 1945 году конкурса, стал крупный теоретик и практик железнодорожного строительства, автор первой в России монографии о железнодорожных вокзалах, доктор архитектуры, профессор Игорь Явейн.

Согласно технического задания, объект культурного наследия предполагается использовать по первоначальному назначению с сохранением всех его существующих функциональных зон. Поэтому в целом объёмно-планировочное решение здания не изменяется. Планировка служебных помещений, не является предметом охраны, на основании этого предусмотрена её некоторая корректировка для создания более комфортных условий пребывания в этих помещениях.

Перепланирован санузел ресторана: в санузле организованы две кабинки путём объединения трёх помещений. Вход в помещение осуществлён через арку. Также в мужском санузеле перепланированы кабинки и заглушен один из проёмов.

Здание железнодорожного вокзала должно быть сохранено в дошедшем до настоящего времени облике, с рядом дополнений (устройство мансардного этажа в южной части здания с окнами, ориентированными на Октябрьскую улицу), полученных при его реконструкции после пожара 1992 года. Сохраняется первоначальная функция здания.

Железнодорожный вокзал был построен в 1950-1953 годах на месте одноэтажного деревянного вокзала, сгоревшего в годы оккупации Новгорода (1941-1944). Автором проекта вокзала, принятого к реализации по результатам проведенного в 1945 году конкурса, стал крупный теоретик и практик железнодорожного строительства, автор первой в России монографии о железнодорожных вокзалах, доктор архитектуры, профессор Игорь Явейн. Работа Игоря Явейна принципиально отличалась от других конкурсных предложений своим программным обращением к архитектурным формам периода Новгородской республики, которые выступали не просто в роли архитектурного оформления здания, а составляли основу его пространственной и образной структуры, его целого и его деталей. Игорь Явейн считал, что в вокзале должен быть отражен архитектурный колорит города, он должен стать его «визитной карточкой». Архитектор несколько раз перерабатывал проект, пока не нашёл необходимого решения, созвучного как с памятниками древнерусского зодчества, так и архитектурой русского авангарда 1920-ых годов.

Отдельно стоящее здание вокзала расположено в центре западной стороны Вокзальной площади по оси Воскресенского бульвара. Вокзал является композиционным центром застройки Вокзальной площади и имеет важное градостроительное значение, замыкает перспективу Воскресенского бульвара. Западной стороной здание вокзала обращено к перронам и железнодорожным путям, восточной — на привокзальную площадь.

В 1992 году в здании возник пожар, в результате которого наиболее сильно пострадала левая (южная) часть строения. Сильно обгорели и были частично уничтожены конструкции перекрытий и отделка зала ожидания, ресторана, комнат отдыха.

В 1996-1999 годах по проекту института «Новгородгражданпроект» в южном крыле здания в пределах чердачного пространства размещён мансардный этаж с устройством на восточном скате крыши шести сдвоенных полуциркульных окон. Очевидно, в этот же период утрачена скульптурная ладья в верхней части северной грани портала главного входа. В этот период восстановлены некоторые утраченные части интерьера.

В начале 2000-ых годов архитектурной мастерской «Студия 44», под руководством О.И. Явейна и Н.И. Явейна, при участии Н.Г. Разиной и компанией БСК ПГС были проведены проектные и реставрационные работы по воссозданию утраченных при пожаре частей интерьера. Основой для проектирования и реставрации стал личный архив И.Г. Явейна — фотодокументы, эскизы, рисунки, рабочие чертежи, в том числе, детали и шаблоны, по которым в своё время велось строительство вокзала.

Здание вокзала обладает оригинальной объёмно-планировочной композицией, имеет смешанную этажность — с одно- и трёхэтажными объёмами, частично с подвальными помещениями, план близок к прямоугольной форме с западающими и выступающими частями.

Северная часть здания более высокая, трёхэтажная с вальмовой крышей. С северной, частично с восточной и западной сторон, её охватывает одноэтажная пристройка, сверху которой устроена терраса с балюстрадой. Южное крыло здания двухэтажное с вальмовой крышей. Завершающий карниз имеет развитый декор. Крыши здания разноуровневые, стропильной конструкции, со слуховыми окнами треугольной формы. Кровля металлическая, водосток водосточными трубами.

Восточный фасад, обращённый на площадь, имеет ассиметричную композицию. Расположенный на нём главный вход в здание смещен от центра право и акцентирован высокой аркой с витражным проёмом-порталом внизу и с полуциркульной аркой вверху (аналогия с настенными каменными звонницами), в которой размещены башенные часы. Завершается надстройка крышей на четыре ската — колпаком.

Высокие окна первого этажа южной части фасада имеют лучковую перемычку и обрамление в виде перспективного портала с выступающими плитами подоконников, поддерживаемых фигурными кронштейнами. Между большими окнами расположены узкие прямоугольные окна типа бойниц с перспективными перемычками. Окна второго этажа, размещённые над окнами первого, небольшие полуциркульные с архивольтами, имитируют арочную галерею.

Северная часть фасада имеет только три проёма, смещенных к входу, расположенных друг над другом и имеющих небольшие балконы. Остальная плоскость фасада на 2 и 3 этажах глухая с барельефом. Большой проём портала и остекленные фрамуги входных дверей имеют металлические (стальные) рамы с ромбическим рисунком.

Западный фасад, обращённый на перрон, акцентирован высокой аркой с заглубленными в неё входными дверьми и витражом с металлической рамой. Над аркой расположен фронтон, который прерывает завершающий карниз и заполнен горельефным изображением герба СССР. Правая (южная) от входа часть фасада имеет высокие на два этажа окна с лучковыми перемычками с обрамлением в виде перспективных наличников, с выступающим подоконниками и филёнками под окнами с барельефами геометрического рисунка. Левая (северная) часть фасада над террасой глухая с надписью «Новгород» в правом верхнем углу.

Южный и северный фасады симметричны, выходящие на фасады оконные и дверные проёмы различной формы и размеров соответствуют внутренней планировочной структуре здания.

Все окна, кроме витражных, первоначально имели деревянные рамы, в настоящее время часть из них заменена на ПВХ-профиль с сохранением исторического рисунка расстекловки.

Центральным элементом планировочной структуры вокзала является большой двухсветный вестибюль, который имеет сквозной проход с привокзальной площади на перрон. К вестибюлю примыкают и связаны с ним планировочно и функционально основные блоки вокзальных помещений: с севера — кассовый зал на первом этаже и небольшие административные кабинеты на 1, 2, 3 этажах, с юга — камера хранения и проходы в зал ожидания и ресторан на первом этаже и комнаты отдыха второго этажа и мансарды. В северной и южной частях здания устроены небольшие подвалы, используемые в качестве служебных, технических и хозяйственных помещений.

Стены со стороны интерьера и столбы оштукатурены и покрашены в белый цвет. В вестибюле и зале ожидания в нижней части закрыты деревянными панелями с декоративными накладными деталями.

Полы. Вестибюль и кассовый зал — мозаичные терраццо с геометрическим рисунком, в три цвета. Зал ожидания — плитка хорошего качества, соответствует общему интерьеру, уложена при последнем ремонте.

Потолки. Вестибюль — кессонированный с декоративными фигурными гипсовыми деталями. Кассовый зал — сводчатое перекрытие, поддерживаемое шестью круглыми столбами. Зал ожидания — деревянный, кессонный, стены в нижней части закрыты деревянными панелями с декоративными накладными деталями.

Лестница бетонная, ступени с мозаичным покрытием терраццо, серого цвета, ограждение — деревянные фигурные балясины.

Зал ожидания прямоугольный в плане, двухсветный, с четырьмя большими окнами, обращёнными в сторону перрона. Вдоль восточной стены в уровне второго этажа устроена галерея (над коридором), она отделена от пространства зала деревянным балясником, установленным между несущими пилонами квадратного сечения. От коридора зал отделён аркадой из четырёх широких проёмов с арочными перемычками. Деревянная лестница, расположенная в пространстве зала — у северной стены, ведет на галерею.

Входные двери в здание сохранены первоначальные, с деревянными и остеклёнными филёнками с оригинальными металлическими решётками. Внутренние двери частично сохранились первоначальные с деревянными оригинально декоративно оформленными дверными полотнами, часть дверных проемов имеют более позднее заполнение, различного типа.

Оконные проёмы исторические, сохранили первоначальные переплёты индивидуального изготовления, с рисунком рам, соответствующим общему архитектурному решению фасадов. Витринные большеразмерные окна при главных входах (в объёме порталов) имеют металлические коробки и переплёты с ромбическим рисунком.

В интерьерах архитектурно-художественное оформление имеют вестибюль, кассовый зал, зал ожидания, помещения бывшего ресторана. В этих помещениях стены оштукатурены, окрашены в белый цвет, дополнены деревянными панелями с накладными фигурными элементами. Потолки разнообразной формы и декоративного оформления, полы — керамическая плитка, мозаичные, терраццо.

Дверные заполнения большинства входов на фасадах, входов в некоторые помещения на первом и втором этажах имеют оригинальное индивидуальное исполнение.

Подлинность объекта в отношении его внешнего архитектурного облика, интерьера, основных несущих конструкций, на сегодняшний день достаточно высока. Служебные помещения, комнаты отдыха имеют современную отделку. Здание подключено к централизованным городским инженерным сетям.

автор: Портал Градостроительный План Великого Новгорода ГВПН
источник: Портал Градостроительный План Великого Новгорода ГВПН

В Подмосковье в этом году отремонтируют более 1 тыс. км дорог

На сайте Минтранса Подмосковья опубликована программа ремонта автомобильных дорог на 2023 год, в которой представлена «первая волна» адресного перечня участков региональных дорог, а также муниципальных дорог – их отремонтируют с привлечением софинансирования из Дорожного фонда Московской области, сообщает пресс-служба ведомства.

дорога дорога
В Подмосковье в этом году отремонтируют более 1 тыс. км дорог
Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Дороги будут отремонтированы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

«В «первую волну» планируем отремонтировать больше 1 тысячи километров – это порядка 650 участков дорог. Программа ремонта традиционно формировалась в течение года по итогам обследования дорожной сети с учётом разрушения покрытия, интенсивности движения, наличию социально значимых объектов рядом. Кроме того, 25% от общей программы – больше 300 километров, отремонтируют по итогам голосования жителей на Доброделе», – сообщил министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик.

К работам планируется приступить в апреле при благоприятных погодных условиях, а завершить – осенью.

В нормативное состояние приведут более 410 муниципальных дорог (около 253 км) и больше 220 участков на региональной сети (более 760 км). Ремонт дорог пройдет в два этапа: сначала «первая волна», список участков которой уже сформирован с учетом предложений жителей в администрации муниципалитетов, и дополнительная программа, объекты ремонта которой сейчас формируются. Она также будет опубликована на сайте Минтранса Подмосковья.

источник: Правительство Московской области
автор: Правительство Московской области