Эскизный проект разработают к концу июля 2024 г., затем его представят потенциальным инвесторам.
В строящемся в Санкт-Петербурге ИТ-кластере с «технологической долиной» «ИТМО Хайпарк» планируется реализовать инвестиционный проект по строительству киберарены. Эскизный проект объекта разработают к концу июля 2024 г., сообщил руководитель проектов АО «ИТМО Хайпарк» Михаил Мастин. Как он пояснил в разговоре журналистами, объект планируют использовать в том числе для соревнований по киберспорту федерального уровня, а также международных спортивных проектов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Планируется, что помимо самой киберарены объект будет включать спортивно-цифровые площадки, конгрессно-выставочное пространство (ринг или концертную площадку для выступления музыкальных групп), а также центр реабилитации для граждан с ограниченными возможностями и ветеранов войн, которые смогут принимать участие в киберсоревнованиях. Также на базе киберарены хотят создать центр для обучения операторов дронов.
«Это будет либо комплекс зданий и сооружений, либо единое здание», – уточнил Михаил Мастин, добавив, что детали проекта еще прорабатываются.
Предполагаемый объем инвестиций он не назвал, уточнив только, что речь идет о «миллиардах рублей». Известно, что инвестиции в проект будут частными, государственное финансирование привлекать не планируется. Среди потенциальных инвесторов Михаил Мастин назвал компании, которые осуществляют операционную деятельность для крупных арен, например, таких как «Сибур Арена», «Тинькофф Арена» и др.
Напомним, «ИТМО Хайпарк» – это проект по созданию ИТ-кластера с кампусами Университета ИТМО, «технологической долиной» (инновационным центром) и бизнес-парком для частных резидентов. По ранее озвученным расчетам общая стоимость центра на базе Университета ИТМО может превысить 50 млрд руб. Частично строительство финансируется из федерального бюджета (объем уже выделенных средств составил 9,7 млрд руб.), а также из бюджета города (выделено 4,1 млрд руб. на инженерные коммуникации). Закладка первого камня I очереди состоялась в августе прошлого года. В 2025 г. планируется начать строительство II очереди. Реализация финального этапа запланирована на 2028 г.
Опрошенные изданием эксперты называют проект по строительству киберарены перспективным, учитывая, что компьютерный спорт активно развивается как в мире, так и конкретно в России. Напомним, что в ноябре 2021 г. вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко объявил о старте заявочной кампании по выбору города организатора «Игр будущего». В результате первый в России международный мультиспортивный турнир «Игры будущего» с использованием современных технологий, цифровой среды и физической активности прошел в феврале-марте этого года в Казани.
Появление новых площадок будет стимулировать развитие компьютерного спорта и увеличение числа тех, кто занимается им на профессиональной основе, говорит начальник центра киберспорта Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича Артур Годлевский.
«Если в «ИТМО Хайпарк» разработают проект площадки с опорой на федеральный стандарт подготовки по компьютерному спорту, то это позволит обеспечить не только сами соревнования, но и тренировочный процесс, что будет способствовать развитию этого вида спорта», – добавил он.
По мнению генерального директора Infoline Ивана Федякова, потенциально строительство киберарены может быть востребовано и инвесторами.
«Киберспорт начинает превращаться в индустрию с большими призовыми фондами, рекламными бюджетами от разных компаний, например, производящих технику и оборудование. Это мощный сегмент рынка, который обречен на рост», – отметил он.
По оценкам Ивана Федякова, строительство арены (само здание и внутренние коммуникации) может стоить от $50 до $100 млн.
Но крупные проекты в этом сегменте рынка, как правило, имеют значительный потенциал только в том случае, если они рассчитаны на международные соревнования, говорит Иван Федяков. С учетом сложностей, связанных с геополитической ситуацией, реализация проекта будет зависеть от масштабов привлечения иностранных участников.
По мнению Артура Годлевского, проект в перспективе потребует и кадры для обеспечения тренировок и соревнований.
«Университет им. Лесгафта уже сделал ряд выпусков тренеров-преподавателей по направлению компьютерного спорта, но специалистов на этом рынке пока недостаточно», – добавил он.