Дифференциация рынка новостроек и его участников стала особенно четко прослеживаться в апреле 2010 г. Застройщики Москвы и Подмосковья разделились на две категории – одни адаптировались к кризисным явлениям, и имеют возможность продолжать строительство и находят такую цену предложения, по которой их квартиры покупаются. Вторая категория – это те, кто еще в 2009 г. заморозил свои объекты и не могут предложить рынку равновесную цену.
Исследование ценовой политики основных участников рынка, проведенное в апреле 2010 г. аналитическим центром инвестагентства «Трамп Реал Эстейт», показывает, что единого ценового тренда по-прежнему нет. Выявлен ряд застройщиков, цены на объекты которых во второй половине 2009 – начале 2010 гг. прошли несколько стадий повышения. Эти объекты находятся в стадии активного строительства. Продажа квартир в них ведется достаточно успешно. Повышение застройщиками цен на эти объекты составляет 3-5% в месяц (данные за февраль-апрель 2010 г.).
При этом сохраняется тенденция прямого или завуалированного снижения цен путем предоставления скидок застройщиками. Анализ этой тенденции показал, что дешевеют квартиры только в тех объектах, строительство которых либо заморожено, либо не ведется активно. Доли таких объектов в общем объеме «дешевеющих» – 26,5 и 73,5%. Падение цен там составляет 7-18% от средней цены 1 кв. м новостроек эконом-класса на II полугодие 2009 г. Поскольку «неактивные» объекты составляют 64% от всего объема предложения, может создаваться ошибочное впечатление снижения цен.