Издания

Официальная публикация

Тайны затонувших кораблей. Гранитные артефакты появятся в Выборге

Затонувшие в заливе Балтиец гранитные заготовки для одного из соборов Петербурга будут экспонировать у выставочного центра «Эрмитаж Выборг».


«Около десяти лет назад, когда мы обнаружили эти колонны, это была большая мечта — привезти эти колонны для обозрения наших жителей и гостей Выборга. Несколько раз мы хотели приступить к поднятию этих колонн. В этом году я подал заявку в местную администрацию на получение разрешения поднять колонны со дна. Затем вынес этот вопрос на рассмотрение в правительство Ленинградской области, где меня поддержали, и началась работа. Кроме самих колонн большую ценность имеет судно, которое их перевозило. Останки его мы также извлечём из воды, законсервируем и сможем выставлять для широкой аудитории. Отмечу, что мы работаем совместно со специалистами Института истории материальной культуры Российской Академии Наук. Главное, мы хотели показать, что русский народ очень талантливый и умелый. Потому что сложно представить, как такие колонны, которые весят по 45 тонн каждая, обрабатывали вручную. Но талантливый русский народ мог сделать такое чудо», — рассказал директор выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» Александр Костенко.  

Чтобы поднять колонны на поверхность специалисты используют способ выкатывания. При этом, предварительно колонны были расчищены от песка и ила, остатки судна, на котором перевозился гранитный груз, подняты на поверхность вместе с 23 каменными блоками, используемыми для фиксирования колонн на борту баржи. Теперь для транспортировки колонн будут использованы металлические ложементы, специально подготовленные под колонны.

В адрес комитета по культуре Ленинградской области уже поступило обращение от археологов о включении необычной находки в реестр объектов культурного наследия. Сегодня сотрудники профильного комитета предлагает отнести колонны к движимым археологическим предметам и сделать их частью экспозиции панцерлакса «Эрмитаж Выборг». 

Предположительно, баркас с двумя заготовками для колонн Казанского собора из выборгского гранита затонул и был выброшен на мель залива в начале XIX века. До настоящего времени фрагменты судна и гранитные колонны находились в воде, в 50 метрах от берега. 

Для внутреннего убранства Казанского собора в Санкт-Петербурге в 1801-1811 годах архитектор Андрей Воронихин использовал 56 колонн из гранита рапакиви, добытого на каменоломнях на территории мыса Вартиосаари. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли и доставляли их по Королевской дороге в Петербург. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 тысячи рублей.

автор: Пресс-служба Правительства Ленинградской области
Поделиться:

Борьба за Бумажный институт продолжается

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский отправил в адрес вице-губернатора Николая Линченко письмо с просьбой провести заседание Совета по сохранению ОКН для спасения от сноса здания Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности на 2-м Муринском проспекте.


Напомним, объект сталинской эпохи архитектуры, возведенный в 1955 году, не был признан КГИОП объектом культурного наследия. Хотя архитектор Борис Журавлев богато оформил вход в здание колоннами и отразил многие черты сталинского стиля в облике объекта.

В апреле прошлого года было выдано разрешение на снос ВНИИБ и строительство на его месте жилого многоквартирного дома с сомнительными архитектурными данными.

Возвращаясь к письму депутата, подчеркнем, что Борис Вишневский просит пригласить на заседание совета муниципальных депутатов, представителей ВООПиК, а также активистов сохранения архитектурной среды района.

автор: Лидия Туманцева
Поделиться: