Издания

Официальная публикация

№9 (927 )
16 сентября 2021

Точка сбора: мусорному оператору предложили построить комплекс в Левашово

мусор мусор
Точка сбора: мусорному оператору предложили построить комплекс в Левашово
Источник: https://www.dp.ru/

Невский экологический оператор может построить комплекс по переработке отходов в Левашово. Компания, ставшая регоператором, серьёзно ограничена выбором участков под инвестпроекты в черте Петербурга.


Как рассказали несколько источников на рынке, комплекс по переработке отходов (КПО) АО "Невский экологический оператор", недавно ставшего региональным оператором по обращению с коммунальными отходами в Петербурге, может быть построен на севере города. Компании предложили участки, которые ранее передавались ООО "Левашово. Мусоропереработка. Проект" (ЛМП) и Автопарку №6 "Спецтранс".

Земля уже в ближайшее время может быть передана НЭО. В компании говорят, что рассматривают предложение Смольного и изучают территорию в Левашово как возможную для строительства КПО, однако окончательное решение пока не принято. Соответственно, технико–экономические показатели обсуждать преждевременно.

По словам экспертов, альтернатив у НЭО практически нет. В городе всего несколько участков, подходящих для таких предприятий. Согласно действующей территориальной схеме обращения с отходами, они могут быть построены на Гостилицком шоссе, в Петро–Славянке и Левашово.

Ранее НЭО получил в аренду площадку ГУП "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (завод МПБО–2) на Волхонском шоссе, которую планирует модернизировать. Также компания рассматривает под проекты предложенные правительством Ленинградской области участки. Например, бывший карьер Островский в Выборгском районе и бывший карьер Дубровка во Всеволожском, а также ещё один объект, адрес которого областная администрация не раскрывает до решения вопросов с правообладателями.

При этом с экономической точки зрения областные проекты уступают городским, поскольку заранее закладывают в и без того не самую радужную финансовую модель транспортные расходы. 

Греческий проект

ЛМП, связанное с греческой Helector S. A. — Aktor Concessions S. A. — AKTOR S. A., изначально собиралось построить мусороперерабатывающий завод в Янино. Проект планировалось реализовать по концессии, заключённой с городской администрацией ещё при Георгии Полтавченко. Он обсуждался с 2011 года. В 2014–м на Петербургском международном экономическом форуме специальным договором зафиксировали предварительные условия кредитного соглашения между Смольным, "ВТБ Капитал" и концессионером. Предприятие должно было стать первым в мусороперерабатывающей отрасли, построенным по схеме государственно–частного партнёрства, не только в Петербурге, но и на всём Северо–Западе, хвастался Смольный. Его мощность заявлялась на уровне 350 тыс. т отходов в год. При этом глубина переработки должна была составить не менее 80%. После первых проработок завод решили "перевести" из Янино в Левашово, но стройке это не помогло. В итоге сторонам не удалось договориться об условиях проекта стоимостью 9 млрд рублей. В 2018 году Смольный официально объявил, что он не будет реализован.

Как поясняют в комитете по инвестициям, в связи с тем, что инвестор не выполнил условия соглашения и не представил необходимые документы, включая обновлённую финансовую модель и технические параметры, соглашение прекратило своё действие. В комитете имущественных отношений уточняют, что сейчас с бывшего арендатора в судебном порядке взыскиваются долги по договору. По данным "ДП", суды продолжаются не первый год и заканчиваются в пользу города, однако к существенному пополнению казны это до сих пор не привело.

Автопарк №6 "Спецтранс" в 2017 году заявил о планах построить на соседнем участке производственный кластер. Предполагалось, что в его составе будет работать мусоросжигающий завод, мусоросортировочный комплекс, а также предприятия по переработке пластика и производству топлива из отходов. Обсуждавшая мощность — 7 тыс. т отходов. Проект был признан стратегическим. "По просьбе ООО “Автопарк №6 Спецтранс” готовится расторжение договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, заключённого в целях строительства объекта специальной деятельности (мусороперерабатывающего завода)", — прокомментировали в комитете по инвестициям.

Отметим, что в Левашово в 2010–х был анонсирован ещё один проект в области мусоропереработки — с инвестором в лице компании "Анабасис", принадлежавшей миллиардеру Александру Ебралидзе. Несмотря на присвоенный Смольным статус стратегического, он также не смог продвинуться дальше обсуждений и предварительных согласований.

Отходам нет места

Существующей инфраструктуры в агломерации катастрофически не хватает, признают эксперты, — даже для работы с образующимися отходами. При этом на перспективу стоит задумываться также о решении вопроса рекультивации ранее появившихся незаконных свалок и полигонов (согласно действующему законодательству в черте Петербурга новых полигонов появляться не может, а глава Ленобласти Александр Дрозденко по собственной инициативе решил отказаться от практики захоронения отходов с 2023 года).

Согласно областной территориальной схеме обращения с отходами, 47–й регион ежегодно образует порядка 700 тыс. т. мусора, который "осваивает" на своей территории. Согласно городской терсхеме, Петербург в год генерирует около 2 млн т отходов, маршруты которых полностью достоверно не отследить. Однако очевидно, что значительная часть этого объёма уходит в Ленобласть, в том числе из–за того, что в городе необходимой инфраструктуры практически нет. Так, комплекс ГУП "МПБО–2" в настоящее время не может быть использован, так как находится в процессе модернизации. Современные крупные перерабатывающие мощности есть у компании "Автопарк № 1 “Спецтранс”". В 2020 году она запустила в Обухово предприятие проектной мощностью 450 тыс. т с глубиной переработки 75%. На нем извлекают пластики, металл, бумагу, картон, стекло, а из трудноперерабатываемых отходов делают топливо, которое может быть использовано на цементных и металлургических предприятиях.

По оценкам экспертов, в регионе нужно построить ещё от трёх до пяти заводов по переработке. Ситуация с нехваткой "мусорной" инфраструктуры в петербургской агломерации в целом аналогична тому, что происходит по всей стране, отмечают эксперты. По данным Российского экологического оператора, в России нужно построить около 450 объектов обработки и утилизации.

Акционерами НЭО являются правительства Петербурга и Ленобласти, которым принадлежат пакеты по 25% плюс одна акция, банк ВТБ и "Интер РАО". Договор регоператора стоимостью 125,7 млрд рублей с компанией подписан на 10 лет. Областной вице–губернатор Михаил Ильин назвал этот контракт "ещё одним шагом на пути к созданию единого оператора", имея в виду перспективы расширения деятельности компании на территорию 47–го региона.

"В настоящий момент мы должны построить в районе 950 объектов инфраструктуры (по стране. — Ред.). Делятся они на две большие части: объекты обработки и объекты утилизации. Объекты обработки у нас возмещаются в основном из тарифосоставляющего элемента, а объекты утилизации, по замыслу организаторов реформы, должны были возмещаться из расширенной ответственности производителя (РОП. — Ред.). Этот механизм, к сожалению, долгое время пребывал в состоянии технического забвения, то есть он вроде бы как принят, существует, но не действует. В конце прошлого года правительство утвердило концепцию изменений в РОП, которая должна позволить, перезапустив этот механизм, обеспечить наполнение его реальными деньгами. Нас обвиняют, что мы будем собирать эти деньги в бюджет. Нет, не так. Институт РОП в основном ориентирован на то, чтобы тот, кто должен переработать или утилизировать, эти деньги направил утилизаторам и переработчикам. Построить 950 объектов нам нужно с объёмом привлечения где–то 430 млрд рублей. Естественно, никаких денег бюджета для этого не хватит. С самого начала планировалось, что будем привлекать средства с рынка. Нам установили коэффициент бюджетного плеча, который равен 2,46 рубля к 1 рублю из казны. В настоящий момент у нас есть в бюджете 60 млрд. Если мы их условно умножим на три, всё равно не хватит", - гендиректор ППК "Российский экологический оператор" Денис Буцаев.
 
"Сейчас в Петербурге перерабатываются практически все фракции мусора, кроме тетрапака, небутылочного ПЭТ–1. Конечно, существующие мощности справиться с генерируемым в городе мусором в полном объёме не в состоянии, но и задачи такой сегодня не стоит, поскольку сортируются далеко не все отходы. Наоборот, часто у предприятий простаивают линии из–за нехватки вторсырья. Все имеющиеся предприятия существуют разрозненно и работают преимущественно кустарным способом. Промышленной глубокой переработки до конечного продукта в Петербурге нет. Отрасль находится в зачаточном состоянии. Государство её не поддерживает и не стимулирует, никаких субсидий на развитие не выделяется, налоговые льготы не предоставляются. Если говорить в целом, то в первую очередь в Петербурге есть смысл заняться решением проблемы переработки строительного мусора, его производится почти в 2 раза больше, чем коммунальных отходов. Строительные отходы сегодня практически не вовлечены в оборот, при этом мы по–прежнему добываем, например, гранит, чтобы отсыпать дороги", - учредитель некоммерческой экологической организации "Зелёнка" Юлия Акимова.
автор: Деловой Петербург
источник: АСН-инфо

Анонсирована разработка проекта новой развязки на выезде из Соломбалы

Администрация Архангельска договорилась о финансировании работ по проектированию транспортной развязки в районе улиц Советская и Валявкина.

Соломбала Соломбала
Анонсирована разработка проекта новой развязки на выезде из Соломбалы
Источник: https://nevnov.ru/

Проектно-сметную документацию выполнят на деньги группы компаний «Аквилон», которая строит в этом районе новый жилой комплекс.

«В Соломбале проживает более почти 35 тыс. архангелогородцев, еще более 40 тысяч —  в Северном и Маймаксанском округах. Многие работают, учатся в других районах города, так что развязка у Кузнечевского моста  важный транспортный узел. Наша цель  увеличить ее пропускную способность», отметил глава Архангельска Дмитрий Морев.

В августе 2020 года по программе развития застроенных территорий группа «Аквилон» на аукционе приобрела участок с обязательством расселить многоквартирный деревянный дом № 18 на улице Валявкина. Застройщик выкупил у собственников частные дома и земельные участки. Первая очередь нового жилья, которая преобразит район и увеличит нагрузку на дороги, будет сдана не раньше 2023 года.

«Дорожная инфраструктура этого района нуждается в модернизации, мы решили профинансировать разработку проектно-сметной документации развязки. Готовый проект передадут администрации Архангельска, и в дальнейшем включат в программу ремонта и реконструкции городских дорог. Создание новой развязки позволит существенно улучшить ситуацию с дорожным движением в этом месте», — отметил председатель совета директоров группы «Аквилон» Александр Фролов.

Планируется, что проект развязки подготовят уже до конца октября. Как пояснили активисты общественного движения АСФАЛЬТ 29, наличие проекта еще не гарантирует, собственно, дорожного строительства.

«В городской администрации существует достаточно много готовых проектов по модернизации различных участков дорог Архангельска, но не все они доходят до стадии реализации, на это порой требуется выделение значительных средств, которых в бюджете просто нет»,  отметили активисты.

Кроме планов по реконструкции развязки существует острая необходимость работ на Кузнечевском мосту, как раз и соединяющем остров Соломбала с остальными районами Архангельска. На данный момент мост, который в последний раз ремонтировали в 2004 году, исчерпал свою несущую способность. Кроме проектов по его реконструкции конкретные работы в этом направлении не ведутся.

источник: АСН-инфо
автор: портал Невские новости