С начала года ипотечные должники лишились более 1,5 тысяч квартир
За четыре месяца с начала 2022 года объем просроченной ипотечной задолженности в банках сократился на 3,5 млрд рублей, что эквивалентно 1593 квартирам. Эквивалент текущей ипотечной просроченной задолженности (без учета кредитов на покупку строящегося жилья) равна 24838 квартирам. К таким выводам пришли аналитики коллекторского агентства «Долговой Консультант» на основе изучения статистики Банка России, Минстроя и Росстата.
За январь-апрель объём ипотечной просроченной задолженности (без учета ипотеки под залог договоров долевого участия, ДДУ) в целом по стране сократился на 6% до 54,9 млрд рублей, а за год, с апреля 2021 года по апрель 2022-го – на 15% или 9,9 млрд рублей. Снижение долгов на балансах банков означает, что часть проблемных ипотечных кредитов была полностью погашена, в том числе за счёт продажи залоговой квартиры. Ускорение темпов снижения просроченной ипотеки может сказаться на ценообразовании на рынке недвижимости: в зависимости от решения заемщика, в досудебном урегулировании, как правило, квартиры выходят на продажу с дисконтом. При изъятии залога по решению суда и выставлению квартиры на публичные торги дисконт от ее рыночной стоимости может достигать до 40%.
«Если брать усредненные значения стоимости одного квадрата жилья по версии Минстроя для социальных выплат на II квартал 2022 года, среднюю площадь жилой площади на одну душу населения в РФ, 26,9 м2, то получается, что на начало мая в стране под угрозой изъятия банками 24,8 тыс. квартир, тогда как два года назад их было не более 24 тыс. И эти квартиры постепенно выходят на свободный рынок, оказывая некоторое давление на уровень цен», — говорит Денис Аксёнов, генеральный директор коллекторского агентства «Долговой Консультант».
По оценке эксперта, уровень просроченной ипотечной задолженности (полное прекращение платежей по ипотечному кредиту более чем на 90 дней) сегодня не превышает 1% от общего ипотечного портфеля банков. Снижение проблемных портфелей связано с ростом цен на недвижимость и продажей залоговых квартир должниками, как в досудебном урегулировании, так и после вынесения решения суда об изъятии предмета залога и реализации его на публичных торгах.
«Мы видим, что в отчетности банков произошло резкое сокращение объёмов просроченной ипотечной задолженности, то есть активно работают с заемщиками по погашению ипотечных кредитов через продажу, будь то торги или самостоятельный поиск покупателей заемщиками, — рассуждает Денис Аксёнов. — Вместе с тем, даже сопоставление усредненных государственных нормативов говорит о масштабах проблемы неплатежей, для рынка недвижимости почти 25 тыс. объектов –это существенная цифра».
Регионы-лидеры по абсолютному количеству эквивалента квартир под угрозой изъятия
Субъект РФ |
Кол-во квартир, шт. |
Метраж, м2 |
Москва |
2413 |
64902 |
Московская область |
1966 |
52887 |
Тюменская область |
970 |
26083 |
Красноярский край |
885 |
23814 |
Краснодарский край |
834 |
22438 |
Челябинская область |
816 |
21938 |
Ростовская область |
808 |
21732 |
Калининградская область |
757 |
20369 |
Свердловская область |
726 |
19541 |
Самарская область |
664 |
17857 |
Ставропольский край |
630 |
16936 |
Новосибирская область |
605 |
16264 |
Республика Башкортостан |
570 |
15330 |
Санкт-Петербург |
534 |
14377 |
Пермский край |
513 |
13813 |
Источник: КА «Долговой Консультант», ЦБ РФ, Минстрой РФ, Роскомстат
Полная версия доступна по ссылке
«На текущем уровне падения ипотечных выдач и полной приостановки программ рефинансирования ситуация с проблемными долгами улучшается за счет того, что заемщики расстаются со своими квартирами», — резюмировал Аксёнов.
Офлайн продуктовый ритейл занимает 3,5 млн кв. м складских площадей в России
В настоящий момент по объему действующих складских помещений в России лидируют компании традиционного продуктового офлайн-ритейла. Они занимают 3,5 млн кв. м площадей, что составляет 10% от общего объема складов. На втором месте расположились онлайн-ритейлеры, объем текущих складов которых составляет 2,4 млн кв. м. Следующими по объему занимаемых площадей среди проанализированных игроков рынка идут компании, специализирующиеся на продаже строительных товаров и электроники, — объемы действующих складских мощностей в этих сегментах насчитывают 754 тыс. кв. м и 519 тыс. кв. м соответственно.
Лидирующее место в списке офлайн-ритейлеров по объему купленных и арендованных площадей занимает X5 Group, который размещается в складских помещениях совокупной площадью около 1,4 млн кв. м, что составляет 25% от общего количества площадей исследуемых компаний. На втором месте располагается «Магнит», который занимает более 944 тыс. кв. м и 17% от общего количества площадей соответственно. На третьем месте среди компаний, преимущественно ориентированных на офлайн, находится компания «Ашан».
Что касается маркетплейсов, то ключевая «троица» Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» пока занимают позиции с третьей по шестую в общем списке (см. график «Распределение ключевых компаний»).
Распределение ключевых компаний
Территориальное распределение
Московский регион, несомненно, остается основным логистическим хабом большинства компаний. Из общего объема построенных складских площадей, занимаемых ключевыми ритейлерами и маркетплейсами, 3,9 млн кв. м приходится именно на эту локацию (для сравнения, за пределами Московского региона в ЦФО расположено всего 900 тыс. кв. м складов ритейлеров).
Наиболее развитый регион за пределами ЦФО — Северо-Западный федеральный округ (781 тыс. кв. м), куда входят Санкт-Петербург и Ленинградская область (689 тыс. кв. м). Следующим в данном списке идет Южный федеральный округ (657 тыс. кв. м), где большую часть заняла Ростовская область (413 тыс. кв. м), далее следует Приволжский федеральный округ (579 тыс. кв. м).
Выбор ключевыми ритейлерами регионов России обусловлен рядом причин. Во-первых, компании стараются размещать свои распределительные центры вблизи городов-миллионников, а также административных центров округов, поскольку именно через них обеспечивается основной товарооборот по остальным субъектам региона. Во-вторых, важным фактором становится наличие рабочей силы в зоне размещения объекта. В случае, когда область испытывает нехватку площадок под централизованную организацию большого объема складских мощностей, компании начинают рассматривать близлежащие области. Например, для Московского региона подобными областями-«донорами» становятся Калужская, Ярославская, Тульская или Тверская области. С точки зрения направления региональной экспансии освоение новых районов стремится с запада на восток, с европейской части России через Урал к Дальнему Востоку. Данную тенденцию подтверждает обеспеченность складскими мощностями ритейлеров в перерасчете на 1 тыс. жителей.
Николай Казанский, управляющий партнер Nikoliers: «Рост складских мощностей — это устойчивый тренд последних лет. Текущая ситуация и сложность в прогнозировании необходимых объемов будущего строительства может привести к некоторой паузе в реализации ряда проектов built-to-suit, контракты по которым были подписаны в течение 2021 г., однако в среднесрочной перспективе мы ожидаем сохранения потребности у маркетплейсов и ведущих федеральных ритейлеров в расширении площадок. Более того, мы сегодня наблюдаем интерес со стороны офлайн-ритейлеров к расширению складских мощностей для формирования товарных запасов».
*В список исследуемых компаний включены как представители офлайн-фуд-ритейла, такие как «Магнит», X5 Group, «Ашан», «Лента», так и ключевые онлайн-ритейлеры, в число которых входят крупнейшие маркетплейсы, например Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет». Помимо этого, в отдельные сегменты были выделены быстроразвивающиеся дискаунтеры, в частности Fix Price и «Светофор», строительные магазины, включая Leroy Merlin, IKEA и Castorama, а также компании, специализирующиеся на реализации электроники и бытовой техники, например «М.Видео — Эльдорадо» и DNS.
В расчетах учитываются крупные распределительные и фулфилмент-центры компаний. Сегмент условно небольших компонентов логистической цепочки, таких как: пункты приема посылок, в том числе находящиеся на аутсорсе у 3PL-операторов, дарксторы, включающие в том числе и обеспечение товарных запасов для e-grocery, хотя и формирует дополнительные объемы площадей для хранения и обработки, однако, не анализируется в рамках данного отчета.