Издания

Официальная публикация

А сети чьи? Сегодня даже специалисты зачастую не знают, где лежат сети и кому они принадлежат

В Петербурге до 2012 года существовала обязательная процедура передачи контрольно-исполнительной съемки в геофонд города по каждому построенному сооружению. Однако впоследствии она была упразднена. Сегодня даже специалисты зачастую не знают, где лежат сети и кому они принадлежат.


Процедура передачи контрольно-исполнительной съемки в геофонд города осуществлялась при тесном взаимодействии ГАТИ и отдела подземных сооружений городского Комитета по градостроительству и архитектуре. К примеру, когда копалась траншея, снимались конкретные отметки, фиксировалось положение люков, все данные документировались и передавались в фонд.

Однако на волне борьбы с административными барьерами для ведения бизнеса процедуру посчитали излишней. Все надея­лись, что строительные компании сами будут предоставлять данные в геофонд.

«С 2012 года никто ничего не предоставляет. Мы имеем огромное количество трубопроводов, но не знаем, где они лежат и на чьем балансе состоят, кому принадлежат», – констатировала нынешнее положение дел начальник отдела подземных сооружений Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Елена Голубева в ходе круглого стола «Управление качеством проектных работ с применением передовых информационных технологий» на Международном инновационном форуме.

Идеальная реальность

«Формирование цифровых моделей – очень серьезная тема. Для того, чтобы понять, как формируется пространство и как применить современные BIM-технологии, прежде всего необходимо осознавать, что это все должно строиться для практической цели, которую необходимо видеть в обозримой перспективе», – заявил заместитель начальника проектно-строительного управления ООО «ПетербургГаз» Арсений Лебедев.

Сегодня отрасль переориентируется на цифровое строительство, создаются информационные платформы, содержащие данные по всем элементам 3D-проектов, вводятся технологии BIM-моделирования. В таких условиях отсутствие информации о «кровеносной системе» зданий и сооружений, а также городского пространства может не только затормозить этот переход, но и остановить его на неопределенный срок.

При реализации любого проекта капитального строительства должны определяться те параметры, которые будут в перспективе – в части реализации городского пространства, в части пересечений застройщиков с коллегами из «Водоканала», в части отсутствия проблем с органами государственной власти, Комитетами по благоустройству, по строительству, с ГАТИ и, самое главное, с госэкспертизой, требованиям которой проект должен отвечать.

«Я согласна, что надо поддерживать цифровые технологии, однако ни один трубопровод не должен быть проложен и введен в эксплуатацию, если о нем не переданы сведения в общий информационный слой, в геофонд. Кто этот процесс будет вести – этот вопрос прорабатывают сейчас органы исполнительной власти», – отметила Елена Голубева.

Свести воедино

По пути создания единой цифровой модели подземного пространства уже давно идут крупнейшие мировые мегаполисы. Так, с 2010 года все подземное пространство Лос-Анджелеса моделируется в 3D. К 2020 году в этом городе должна быть сформирована единая цифровая модель подземного пространства.

В свою очередь, Департамент транс­портно-линейного планирования Лондона к 2020 году пытается создать BIM-модели главных линейных подземных сооружений и требует это от государственных заказчиков.

В 2015 году в Гонконге закончено формирование цифровых моделей подземных линейных сооружений и линейных протяженных кабелей на территориях общего пользования в пределах городской среды.

В отечественной практике также есть опыт создания цифровых карт подземных коммуникаций в 3D.

В Москве начали формирование информационной модели пространства с общего плана сетевых сооружений. Оцифровали и соединили в единое городское пространство плоскостные модели существую­щих сооружений и сетей. На этой базе были сформулированы единые требования к формированию автоматизированной услуги по созданию подземных пространств уже строящихся линейных сооружений – газопроводов, трубопроводов, водопроводов, линейно-кабельных сооружений. Планируется, что в итоге будут созданы два информационных окна, где единую картину модели смогут увидеть и разработчик, и регулятор.

Станет ли Санкт-Петербург пионером?

Но, как было отмечено в ходе дискуссии, создать 3D-модель полиэтиленового водопровода, местонахождение которого никому не известно, невозможно: его ни прозвонить, ни прослушать. Это в равной степени касается кабельных линий, которые сейчас базируются на нанотехнологиях, и их не определить даже на глубине 30 м.

«Мы пытаемся все свести воедино. Каждый формирует базу данных на основе своего отраслевого хозяйства. При том, что у нас есть чудесный набор нормативных документов, а также обязательства перед городом и государственной экспертизой, в плоскостное проектирование мы пока уйти полностью не в состоянии», – подчеркнул Арсений Лебедев.

«В Петербурге необходимо ввести четкое требование: построил любой застройщик или инвестор объект, ввел его в эксплуатацию – он обязан передать съемку, сведения по сетям (какие они, где расположены, какого диаметра, качества и кому на баланс переданы). Пока мы не наведем порядок, никакое 3D-моделирование не заработает», – заявила Елена Голубева.

Напомним, что уже к 2020 году предполагается обязательное использование технологии BIM при проектировании и строительстве всех объектов, финансируемых из бюджета. Однако, как проектировать, строить и проходить экспертизу 3D-проектов, Минстрой пока ответов не дает.

Участники мероприятия выразили надежду, что Петербург станет одним из первых российских мегаполисов, который начнет процесс формирования BIM-моделей, в том числе для особо крупных, особо «тяжелых» транспортных линий, протяженных трубопроводов, линейных сооружений.

Кстати

Круглый стол «Управление качеством проектных работ с применением передовых информационных технологий» состоялся в 27 ноября в Санкт-Петербурге. Организаторы: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и НОПРИЗ. Модератор: руководитель рабочей группы по информационным технологиям при координаторе НОПРИЗ по СЗФО Алексей Агафонов. Информационные партнеры: газета «Строительный Еженедельник» и журнал «Инженерные системы».

автор: Лидия Туманцева

Безопасность на стройке. В Петербурге будет создан первый в стране Парк безопасности

В Петербурге будет создан первый в стране Парк безопасности. Активное участие в реализации проекта SAFECON принимают НОСТРОЙ и СПбГАСУ.


Девиз «Безопасность, высокий профессионализм и эффективность на строи­тельных площадках» – отражает одно из основных направлений деятельности Правительства России в области развития системы охраны труда, как составной части государственной программы, направленной на сохранение жизни и здоровья работающего населения. Парк безопасности – проект, реализуемый в рамках данного направления. 

Цель и аудитория

Масштаб профессиональных рисков в строительной отрасли в целом по стране остается одним из самых значительных. Отметим, что проблемам обеспечения безопасности для человека на строительных площадках города Правительство Санкт-Петербурга уделяет особое внимание, так что в связи с реализацией требований стратегии появление Парка станет большим подспорьем.

Взаимодействие Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка во главе с его председателем, координатором НОСТРОЙ по СЗФО Никитой Загускиным и Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом в данном направлении началось в 2017 году.

Основная целевая аудитория проекта – профессорско-преподавательский состав, студенты и учащиеся профильных учебных заведений, специалисты по охране труда, представители властных структур и работники строительных компаний.

Планируется, что обучение в Парке безопасности поможет снизить уровень травматизма на стройке, окажет существенное влияние на рост производительности труда, позволит достичь более высоких показателей в ходе реализации государственной программы жилищного и промышленного строительства.

Из-за недостаточной подготовки кадрового состава, а именно – использования традиционных методов подготовки по курсу безопасности (плакаты, слайды, фильмы и т. д.) и отсутствия возможностей устранения факторов опасного поведения на рабочем месте – человеческий фактор продолжает быть определяющим в причинах несчастных случаев в отрасли.

Парк безопасности дает возможность, используя новейшие информационные и обучающие технологии, полностью погрузиться в реальность строительного процесса на площадке и ощутить на практике возможные риски и опасности.

В этом убедились представители Комитета НОСТРОЙ совместно с представителями саморегулируемых организаций по СЗФО, СПбГАСУ и приглашенными специалистами по охране труда строительных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые лично прошли вводный курс правил охраны труда и нахождения на строительных объектах в действующем в Финляндии Парке безопасности в Эспоо.

Обучение и география

В Петербурге Парк разместится на базе основной образовательной организации Северо-Западного региона России, осуществляющей подготовку специалистов для строительной отрасли, – СПбГАСУ.

В цокольном этаже площадью 602,1 кв. м и во дворе учебного корпуса, площадь которого составляет 215 кв. м, будет создана специальная учебная среда, а обучение будет вестись по программам, обеспечивающим подготовку в данной реальности. Обучающие пакеты будут состоять из специально подготовленных моделей рабочих мест, с представлением на них травмоопасных ситуаций, в основу которых положено использование возможностей развития устойчивой психологически негативной реакции работников на факторы производственной опасности.

В Комитете по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строи­тельного рынка НОСТРОЙ считают, что подобный способ «погружения в реальность» позволит кадровому составу поднять свой уровень безопасности на рабочих местах, сформировать уважительное отношение к жизни и здоровью, а также повысить культуру собственной безо­пасности при выполнении трудовой функции.

Этапы реализации

Как пояснили организаторы проекта, реализация пройдет поэтапно с 2018 по 2020 год.

Сначала будет разработана стратегия подготовки с использованием инсталляций конкретных ситуаций на рабочих местах, затем опробован пилотный проект, и далее – создана модель дальнейшего развития подготовки по охране труда с использованием обучающих пакетов по различным видам работ: от земляных до работ с сосудами высокого давления.

В настоящее время эксперты СПбГАСУ проводят исследования в рамках подготовительного этапа. Комитет НОСТРОЙ выступает в роли связующего звена между университетом, строительными компа­ниями и Рострудом, оказывая методическую и организационную поддержку.

Справка

Строительство Парка безопасности будет реализовано в рамках гранта Евросоюза на территории СПбГАСУ по адресу: Санкт-Петербург, пер. Бойцова, д. 5.

Мнение

Никита Загускин, председатель Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка, координатор НОСТРОЙ в СЗФО:

– Повышение уровня безопасности на строи­тельных объектах – непростая, но очень важная задача. Рассчитываем, что опыт наших финских коллег позволит нам создать эффективный  инструмент для ее решения. Создание аналогичного Парка безопасности в Санкт-Петербурге поможет не только снизить количество несчастных случаев на стройплощадках, но и значительно ускорить процесс формирования работоспособной системы охраны труда в нашей отрасли.

Виталий Цаплин, зав. кафедрой техно­сферной безопасности СПбГАСУ, к. в. н., академик МАНЭБ:

– Традиционные приемы обучения последствиям опасного поведения не оказывают достаточного влияния на психологию человека в части привития ему чувства опасности. Исправить сложившуюся ситуацию поможет модернизация системы образования, в которую будут внесены инновационные изменения и реализован комплексный подход, учитывающий и психологическое воздействие, и воздействие на сознание. Хороший пример такого подхода – система подготовки кадров в Финляндии, ряд аспектов которой предполагается использовать в нашем проекте. Специально подготовленные модели рабочих мест с представленными на них травмоопасными ситуациями и моделями правильного поведения при выполнении строительных работ дадут возможность достичь устойчивой психологически негативной реакции работников на факторы производственной опасности, развить компетенции безопасного труда на рабочем месте.

Кстати

На 90% –
снизилось количество происшествий на строительных объектах Финляндии с 2005 по 2018 годы, по данным Парка безопасности города Эспоо.

автор: Лидия Туманцева