Издания

Официальная публикация

ИИ — всему голова?

Искусственный интеллект в руках профессионала вполне может превратиться в действенный инструмент, но вряд ли заменит человека — машина не умеет ни мечтать, ни фантазировать, зато прекрасно просчитывает варианты. На дискуссионной площадке международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА 2024» эксперты отрасли обсудили спорный вопрос и поделились опытом применения новых технологий.

Искусственный интеллект Искусственный интеллект
Искусственный интеллект
Источник: ASNinfo

Через проекты умных городов цифровые технологии постепенно входят в сферу градостроительства и ускоряют процессы. Например, запрос данных из Росреестра сейчас занимает не 7–10 дней, а секунды. Застройщики и девелоперы начинают получать информацию об участке в автоматическом режиме. С помощью новых технологий власти осуществляют контроль за освещенностью улиц, качеством дорожного покрытия, уборкой снега и даже заполняемостью мусорных урн на остановках. Кроме того, цифровые технологии помогают налаживать связь между обществом и государством. Так, в ходе недавнего голосования за объекты благоустройства стали понятны потребности горожан.

«Но в архитектуре, к сожалению, мы не видим большого продвижения. Да, многие скажут, что используют ТИМ, но еще ни разу в российской действительности мы не видели применения этих систем от этапа проектирования до эксплуатации, а в этой плоскости есть большой потенциал, — говорит заместитель руководителя ИКМО города Казань Радик Шафигуллин. — Да, возможно, отрасль строительства консервативна, не очень хочет, чтобы все процессы были видимыми и оптимизировались, но это лишь вопрос времени — максимум два-три года. Мы видим, что на основе данных предыдущих проектов искусственный интеллект способен собрать новый и привязать его к местности».

По мнению участников дискуссии, новым технологиям вполне под силу создать надбавленную стоимость к таланту архитектора.

 

В ожидании умного проекта

«Множество из описанных вещей искусственным интеллектом не является. ”Если мусорка наполнилась, то пора сделать то-то” — это алгоритм. Да, цифровые технологии нужны, но искусственный интеллект — это другое. Он накапливает опыт, обучается. Мы от него находимся довольно далеко, но обязаны к нему прийти», — уверена главный архитектор Генпро Елена Пучкова.

Часть архитектурных бюро уже использует в работе новые технологии, и это не только привычный ТИМ. Например, с помощью генеративных систем создается квартирография и проектируются паркинги, в виртуальных вселенных возводятся объекты для портфолио, здесь же происходят встречи с заказчиками, нейросети помогают быстро сгенерировать облик будущих объектов, которые после утверждения клиентом концепции дорабатываются проектировщиками. «Нормана Фостера технологии, естественно, не сделают, а Заху Хадид сделают. Параметрическая архитектура производится из алгоритмов, то есть архитектор пишет алгоритм, задает код, по которому машина и рисует форму. Вы никогда не знаете, что получится в конце», — говорит г-жа Пучкова.

Однако основным остается вопрос: какое место в этом процессе занимает творческий человек? Сотрудники архитектурного бюро «Т+Т Architects» не понаслышке знакомы с искусственным интеллектом и даже участвуют в обучении системы Kandinsky, однако не уверены, что на данном этапе развития технология способна ускорить процесс проектирования. «Если проводить аналогию от умного города до умного проекта, то раздирают противоречия между надеждой и скепсисом применяемости. С одной стороны, есть визионерские ощущения, что применение нейронных сетей, искусственного интеллекта и любых генеративных алгоритмов сильно упростят нашу проектную жизнь, выведут продукт на новый уровень качества, сожмут сроки реализации до минимальных значений и уберут человеческий фактор в плане ошибки. С другой стороны, есть определенный спектр сомнений в применении прикладных инструментов, которые мы можем использовать в проектировании. Сколько раз мы ни пытались работать с нейронной сетью для получения практически применяемого результата (особенно на этапах концепции), то по времени и трудозатратам получается либо столько же, либо дольше», — говорит руководитель бюро «Т+Т Architects» Сергей Труханов.

 

Сущность ИИ

При этом профессиональное сообщество архитекторов уверено: машина не в состоянии работать без человека. Хорошим примером развенчивания мифа стал проект здания исследовательского центра в Торонто (Канада). Изначально заявлялось, что объект был спроектирован с применением искусственного интеллекта, но позже оказалось, что все ограничения и параметры, необходимые для проектирования, закладывались человеком, а машина, по сути, выносила только шорт-лист решений, самый эффективный из которых выбирал опять же профессиональный архитектор.

«Это не генеративный инструмент, — поясняет Радик Шафигуллин. — Он не может сказать: “Давайте здесь линию нарисуем”. Он смотрит и говорит: “Если здесь стоит эта панель, то в большинстве случаев к ней ставится этот элемент”. Пока мы не видели вариантов ИИ, который мог бы сам что-то ”допиливать”».

Другими словами, архитектор становится оператором, который может изучить сценарии, предложенные машиной, оттолкнуться от них, внести корректировки и дальше работать в привычном режиме. По словам Сергея Труханова, в технологии нет ничего удивительного: «Это не искусственный интеллект, а заранее предустановленные решения, которые могут существовать в зависимости от параметров, выбранных для проекта. Машина никогда не создаст новый контент, потому что не умеет мечтать, а может лишь брать накопленный опыт и интерпретировать его».

Компьютер предлагает среднестатистический образ объекта на основе загруженных в него данных, то есть это усредненное представление людей, которые участвовали в обучении машины. Не исключено, что технология существенно поможет тем, кто строят дома без участия архитектора, а создатели в это время продолжат претворять в жизнь уникальные здания и сооружения.

«Если мы будем разбирать исходный термин, то увидим, что имеется в виду машинное обучение алгоритмов и программ. И только русская душа наделяет его понятием “интеллект” и дает определение “искусственный”, что одушевляет предмет и побуждает вступить с ним в ментальное взаимодействие, — рассуждает сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov Александр Салов. — Можем ли мы освободить мозг творца, применяя цифровые технологии, передать им всю механическую работу, чтобы автор мог сосредоточиться только на главный мысли?» В будущем — вполне возможно. Нейросети обучаемы, и сейчас архитектор может приступить к ее тренировке, задавая параметры собственного творчества, ценности, определенные ориентиры, визуальную статистику, чтобы в конечном итоге генерации выдавались в рамках фирменного стиля компании.

 

Кто останется без работы?

Подобно тому, как однажды стали не нужны телефонистки, может трансформироваться отрасль проектирования. Рутинная, монотонная и повторяющаяся работа перейдет к машине. Однако одновременно с этим вырастет спрос на вовлеченных в работу архитекторов, обладающих высоким уровнем профессионализма и экспертизы.

Пару им составят специалисты по кибербезопасности. Сегодня это направление представляет собой самую большую опасность, ведь творческая разработка архитектора легко может стать доступной неограниченному кругу лиц. И этот вызов пока остается без ответа.

автор: Светлана Лянгасова

Вторая жизнь малых городов

Осмотр объектов благоустройства Осмотр объектов благоустройства
Осмотр объектов благоустройства
Источник: официальный сайт Правительства Российской Федерации

Федеральные и региональные власти оттачивают детали нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Ожидается, что с 2025 года массовое строительство жилья, соцобъектов и дорог сконцентрируется там, где наблюдается рост населения: в малых городах, исторических поселениях и сельских агломерациях.


Последние годы чиновники активно благоустраивали населенные пункты в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». С 2025 года работа продолжится, но вектор скорректируют новые национальные цели. В частности, строительная отрасль станет стимулировать рост населения в стране. Показатель заложен в основу как нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», так и эффективности работы каждого губернатора.

По данным статистики, в малых населенных пунктах проживает каждый девятый гражданин, а в их окрестностях — каждый третий. Более того, на указанных территориях зарегистрировано в пять раз больше многодетных родителей, чем в мегаполисах. «Важно, чтобы граждане жили в достойных условиях, в благоустроенных местах с современной, хорошо работающей инженерной и коммунальной сетью, нужной и удобно расположенной социальной инфраструктурой. Как раз это определяет качество жизни и зачастую становится решающим в вопросе ”Создавать ли новую семью?”, — отметил председатель правительства России Михаил Мишустин во время выступления на Всероссийском форуме “Развитие малых городов и исторических поселений” в Калуге. — Комплексный взгляд на развитие городской среды позволяет создавать территории, которые удобны для жизни, комфортны для рождения и воспитания детей, конкурентоспособны для работы, привлекательны для отдыха и туризма».

Большая работа предстоит и в части обновления коммунальной инфраструктуры. Задача крайне сложная, поскольку сейчас в среднем около трети сетей тепло- и водоснабжения, а также водоотведения нуждаются в замене. Сейчас чиновники работают над программой модернизации ЖКХ до 2030 года с общим объемом запланированных средств из всех источников в размере 4,5 трлн рублей, благодаря которой удастся обновить около 150 тысяч километров сетей и не менее двух тысяч объектов водоснабжения. На решение всех указанных задач будут направлены средства инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов, а также инфраструктурных облигаций.

 

Благоприятная среда залог рождаемости

Если говорить о показателях, то суммарный коэффициент рождаемости в 1,4 по стране предстоит поднять до 1,6 к 2030 году и до 1,8 — к 2036 году. По мнению первого заместителя министра труда и социального развития России Ольги Баталиной, это возможно, если на достижение цели будут работать не только нацпроекты «Семья» или «Продолжительная и активная жизнь», но и все планы по развитию экономики, жилищной и сельской инфраструктур, благоустройства городов и поселков.

Чтобы отследить взаимосвязь между строительной отраслью и показателями рождаемости, в начале 2024 года специалисты Минтруда запустили эксперимент в Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях. Так, в последней строительство глубинной водозаборной скважины Терновского водозаборного узла, благоустройство дворовых территорий, разработка проектно-сметной документации для возведения нового корпуса Тамбовского учреждения здравоохранения, ремонт местных дорог и увеличение размера материнского капитала привели к росту количества беременных на 10%, а числа родов — на 12%, были и те, кто отказались от аборта. Схожие результаты показало исследование в Курильске (Сахалинская область), где с 2016 года появились новая школа, детский сад, хоккейный корт, девять многоквартирных домов, пешеходная набережная вдоль морского побережья, были благоустроены дворовые территории и проведен ремонт дорог. «Мы видим, как синхронно с ростом индекса качества города растет рождаемость, — подчеркивает Ольга Баталина. — Такой четкий контроль нам нужен по каждому опорному населенному пункту».

Напомним, в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» предстоит обеспечить развитие почти двух тысяч опорных населенных пунктов. В перечень вошли крупные агломерации, малые города и села всех российских регионов. Специалисты Минтруда проверили каждый. По результатам исследования, 36% из отобранных населенных пунктов в качестве опорных являются территориями «демографической зимы» и проживают наиболее тяжелую демографическую ситуацию. Ожидается, что развитие инфраструктуры в их границах станет ключом к повышению рождаемости. Отметим, что во всех субъектах сейчас начинается работа по разработке программ развития опорных населенных пунктов. В рамках этих документов отдельное внимание будет уделено вопросам территориальной связности и снижения инфраструктурных ограничений, благоустройству и повышению качества жизни.

Впрочем, создание качественной среды — лишь часть работы. Специалисты Минтруда подсчитали, что 72% женщин и почти 70% мужчин хотели бы иметь двух и более детей, а обеспечение их комфортным и доступным жильем поможет решиться на очередного ребенка. По словам первого замглавы Минтруда, важно в каждом регионе заложить демографические стимулы в виде снижения процентной ставки по кредиту при рождении очередного ребенка, содействия в погашении ипотеки и внедрении внеипотечных инструментов, в том числе с привлечением средств работодателей. До конца года каждый субъект должен представить на утверждение в Минтруд детальные программы по поддержке рождаемости, где будут прописаны конкретные меры по развитию инфраструктуры, поддержке семей с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также созданию качественной городской среды.

При этом дополнительное финансирование от федерального бюджета на развитие инфраструктуры в размере 75 млрд рублей получат регионы с низким уровнем рождаемости. В перечне их 41, а самый низкий коэффициент (ниже единицы при общероссийском 1,4) зафиксирован в Севастополе и Ленинградской области.

 

Мастер-план будущего

Стратегия преобразования российских городов и поселков найдет отражение в мастер-планах. По поручению президента Минстрой должен разработать 200 таких документов, также свет увидят планы комплексного социально-экономического развития и все необходимые инструменты для реализации задуманного.

«Очень важно и дальше направлять наши усилия на сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди российских субъектов, создание центров роста в каждом регионе с учетом его потенциала: сельскохозяйственного, промышленного, логистического, чтобы обеспечить приток инвестиций и рост числа рабочих мест. Это поможет продолжить строительство современного жилья, детских садов, поликлиник, больниц, модернизировать инженерные сети, чтобы у граждан были равные условия для самореализации и высоких стандартов жизни», — подчеркнул Михаил Мишустин.

Как отметил министр строительства России Ирек Файзуллин, новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» будет включать в себя эффективный механизм из сегодняшней программы «Формирование комфортной городской среды», а сейчас (в том числе на площадке Всероссийского форума «Развитие малых городов и исторических поселений») отрабатываются модели стандарта. Это эталонные образцы, к которым можно будет стремиться при разработке и реализации проектов жилой и многофункциональной застройки на свободных участках и преобразования застроенной территории.

«Сегодня — уникальный момент для малых и средних городов, потому что в мегаполисах создавать крупные семьи (и даже с одним ребенком) гораздо сложнее. Это то устойчивое конкурентное преимущество, тот базис, который нужно использовать, — соглашается директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов. — Когда люди принимают решение о месте для жизни, очень серьезное внимание уделяют экологической обстановке, вредным производствам рядом, автотранспортной ситуации. Это базовые конкурентные преимущества, которые необходимо использовать и при мастер-планировании, и в момент постановки задач планировщикам».

 

Спрос на обновленные села

Ожидается, что строительство жилья, социальной инфраструктуры и предприятий сделает территории малых населенных пунктов привлекательными не только для рождения и воспитания детей, но и для приезжих. По оценкам экспертов, в таких местах уровень рождаемости на 15% выше, и туда стремятся граждане из других регионов и даже стран.

«Городская среда — важный фактор народосбережения. Демография — это не только рождаемость, но и смертность, и миграция. В местах, где сделаны проекты правильно, мы видим и миграционные эффекты: сокращается скорость оттока населения, где-то наблюдается прирост, растут репродуктивные установки поведения, — говорит директор Центра геодемографии и пространственного развития Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Александр Панин. — И сегодня, когда мощно звучит тема опорных населенных пунктов, важно переосмыслить малые города, потому что без них решить вопросы устойчивой системы опорной сети просто не получится».

Если в прошлом году еще были дискуссии о том, какие территории следует развивать (мегаполисы, агломерации или небольшие населенные пункты), то сейчас вопросов нет. Врачи и учителя малых городов получили финансовую поддержку, жители этих территорий имеют право на льготные условия по семейной ипотеке, продлен конкурс на преображение исторических поселений, запущена программа по сооружению спортивных площадок в малых городах. «Недавно вышел важный указ президента о поддержке людей, которые в других странах, разделяя наши ценности, притесняются. И речь идет не только о наших бывших соотечественниках, — обращает внимание губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. — Таким людям теперь будет оказываться поддержка по переселению в Россию. Как вы думаете, они поедут в крупные мегаполисы? Очень сомневаюсь. Как правило, это консервативные жители прежде всего малых городов Европы, и поедут они (я в этом убежден) именно в малые города России».

В целом в 2025 году начнут действовать новые национальные проекты «Семья», «Инфраструктура для жизни», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь и дети». Их выполнение позволит в общей сложности построить тысячи новых школ, садиков, спортивных сооружений, провести большую реновацию объектов культуры и высшего образования, продолжить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, улучшение состояния автомобильных дорог и благоустройство территорий.

автор: Светлана Лянгасова