Время инвестировать в коммерческие площади
По мнению экспертов, кризис уже преодолел свою пиковую точку и в будущем году экономика начнет свой рост. У тех, кто собирался вложить средства в коммерческую недвижимость, еще есть немного времени, чтоб приобрести качественные офисы в престижных районах по очень выгодным ценам.
На вопросы о том, как развивается сегмент офисной недвижимости и чего ждать в ближайшем будущем, отвечает Марина Шатова, директор департамента инвестиций ЗАО «ЦУН» (холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ»).
– Как вы думаете, сегодня хорошее время для инвестиций в коммерческую недвижимость?
– Мне кажется, что у коммерческой недвижимости большие перспективы. Аналитики уже говорят о стабилизации рынка. Сейчас наиболее удачное время для покупки коммерческих объектов самого различного назначения. Цена сегодня весьма приемлемая, и можно сделать удачные вложения.
– Некоторые игроки рынка считают, что настало долгожданное дно и пора покупать офисы и торговые площади, пока хорошие объекты не разошлись. Так ли это?
– Я полагаю, что «нижняя» точка уже пройдена. Вряд ли кто-то станет продавать дешевле, чем есть сейчас, особенно это касается ликвидной недвижимости. Кроме того, по опыту предыдущих лет, могу сказать, что в конце года объемы продаж коммерческих помещений растут. Возможно, это связано с желанием людей закончить дела до праздников.
– Какие объекты предлагает сегодня компания «ЛенСпецСМУ»?
– Мы предлагаем встроенные помещения в «Юбилейном квартале». Там возводится 13 жилых корпусов, и во всех домах на первых этажах предусмотрены коммерческие площади с удобной планировкой. Аналогичные объекты мы реализуем в ЖК «Радуга», который находится в Купчино. Особое место занимает торгово-деловой комплекс «На реке Смоленке» на Васильевском острове – удобное расположение и интересная архитектура привлекают инвесторов. Отдельно стоит отметить дизайн-центр «Аура» в Лахте. Но, пожалуй, самым привлекательным объектом является финансово-деловой центр «Биржевой комплекс». Его местоположение очень выигрышно. Иметь офис в деловом центре города всегда было престижно, а если учесть сегодняшние цены, то это еще и выгодно.
– А что сегодня оказывает влияние на цену коммерческой недвижимости?
– Прежде всего, это месторасположение объекта. Офисные площади в центре города всегда пользовались популярностью. Даже сегодня, в тяжелое время, компании не отказываются от помещений в историческом центре, потому что это свидетельствует об их статусе. Места здесь с каждым годом становится все меньше, а желающих его занять – все больше. Все остальное: дизайн, оборудование – это на втором месте в определении цены.
– Насколько вам удобно работать в современных условиях?
– Конечно, кризис – это трудное время для продаж, тем более для продаж недвижимости. Клиент всегда тяжело расстается со своими деньгами, а в кризис, когда ценность денег увеличивается, это еще более заметно. Как бы мы ни убеждали людей в целесообразности покупки недвижимости именно сейчас, на нижнем пике цен, они все равно рассчитывают, что метры подешевеют, и ждут «бесплатной раздачи». На сознание покупателей очень влияют различные СМИ, призывающие подождать удешевления недвижимости. На деле же ценам падать некуда.
– А кто сегодня покупает коммерческую недвижимость?
– Покупателей можно разделить на две общие категории. Первые – те, кто приобретает метры для собственного бизнеса, как правило, малого и среднего. Вторые – люди, инвестирующие в недвижимость и планирующие в будущем перепродавать ее или сдавать внаем. Например, сегодня клиенты, приобретающие встроенные коммерческие помещения в «Юбилейном квартале», вкладывают свои сбережения в расчете на перспективы. Встроенные помещения в таких крупных жилых комплексах будут пользоваться популярностью всегда. Например, те, кто покупал недвижимость в ЖК «Морской каскад», очень довольны ею, и, по моим сведениям, никто не хочет уезжать оттуда.
– Что важно клиенту при выборе компании-девелопера?
– Не берусь судить о других девелоперах, но с уверенностью могу сказать, что ЛенСпецСМУ – клиентоориентированная компания. Мы уже более 22 лет работаем на рынке, и за это время у нас не было ни одного обманутого покупателя. Я думаю, любому инвестору, независимо от объемов вложенных средств, нужен проверенный, надежный и стабильный партнер. ЛенСпецСМУ относится именно к таким девелоперам.
– Как, по вашим прогнозам, будет развиваться рынок дальше?
– Мне кажется, что в 2009 году компании будут распродавать остатки и никаких открытий на рынке не случится. Я думаю, что уже в будущем году нас ждет постепенное оживление рынка. Однако активное развитие коммерческая недвижимость начнет не раньше 2011-го.
– Есть ли смысл покупать офисы для своей компании или лучше арендовать?
– Конечно же, лучше иметь собственный офис, так как аренда со временем будет обходиться все дороже и дороже. Особенно выгодно приобретать сегодня, когда цены снижены и риэлторы идут на уступки.
– Что вы предлагаете своим клиентам?
– У нас индивидуальный подход к каждому клиенту. Например, во встроенных помещениях мы предлагаем рассрочку платежей на период строительства дома. То есть платить клиент может в течение 2-3 лет, по удобной для него схеме. Такой вариант оплаты возможен, например, в «Юбилейном квартале». Что касается офисов в «Биржевом комплексе», то там долговременной рассрочки нет, но при единовременной оплате мы можем сделать клиенту скидку.
Кстати
Вячеслав Заренков, председатель совета директоров строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», выбран Персоной года – 2009 по версии газеты «Деловой Петербург», кроме того, он стал лауреатом премии «Топ-100» в номинации «30 лучших топ-менеджеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
В третьем независимом бизнес-конкурсе «Шеф года – 2009», организатором которого выступает журнал The Chief, Вячеслав Заренков был удостоен звания «Заслуженный шеф». Этой наградой отмечается руководитель, длительное время являющийся примером для коллег, сотрудников и партнеров. Из всех представленных номинаций конкурса премия «Заслуженный шеф» считается самой престижной. Участники конкурса номинировались по 12 направлениям. Победителей определял экспертный совет, сформированный из числа независимых экспертов и влиятельных руководителей города. Номинанты оценивались «со всех сторон»: учитывались как финансовые успехи возглавляемых ими компаний, так и их социальная позиция по отношению к сотрудникам, клиентам, партнерам.
На вопросы о том, как развивается сегмент офисной недвижимости и чего ждать в ближайшем будущем, отвечает Марина Шатова, директор департамента инвестиций ЗАО «ЦУН» (холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ»).
– Как вы думаете, сегодня хорошее время для инвестиций в коммерческую недвижимость?
– Мне кажется, что у коммерческой недвижимости большие перспективы. Аналитики уже говорят о стабилизации рынка. Сейчас наиболее удачное время для покупки коммерческих объектов самого различного назначения. Цена сегодня весьма приемлемая, и можно сделать удачные вложения.
– Некоторые игроки рынка считают, что настало долгожданное дно и пора покупать офисы и торговые площади, пока хорошие объекты не разошлись. Так ли это?
– Я полагаю, что «нижняя» точка уже пройдена. Вряд ли кто-то станет продавать дешевле, чем есть сейчас, особенно это касается ликвидной недвижимости. Кроме того, по опыту предыдущих лет, могу сказать, что в конце года объемы продаж коммерческих помещений растут. Возможно, это связано с желанием людей закончить дела до праздников.
– Какие объекты предлагает сегодня компания «ЛенСпецСМУ»?
– Мы предлагаем встроенные помещения в «Юбилейном квартале». Там возводится 13 жилых корпусов, и во всех домах на первых этажах предусмотрены коммерческие площади с удобной планировкой. Аналогичные объекты мы реализуем в ЖК «Радуга», который находится в Купчино. Особое место занимает торгово-деловой комплекс «На реке Смоленке» на Васильевском острове – удобное расположение и интересная архитектура привлекают инвесторов. Отдельно стоит отметить дизайн-центр «Аура» в Лахте. Но, пожалуй, самым привлекательным объектом является финансово-деловой центр «Биржевой комплекс». Его местоположение очень выигрышно. Иметь офис в деловом центре города всегда было престижно, а если учесть сегодняшние цены, то это еще и выгодно.
– А что сегодня оказывает влияние на цену коммерческой недвижимости?
– Прежде всего, это месторасположение объекта. Офисные площади в центре города всегда пользовались популярностью. Даже сегодня, в тяжелое время, компании не отказываются от помещений в историческом центре, потому что это свидетельствует об их статусе. Места здесь с каждым годом становится все меньше, а желающих его занять – все больше. Все остальное: дизайн, оборудование – это на втором месте в определении цены.
– Насколько вам удобно работать в современных условиях?
– Конечно, кризис – это трудное время для продаж, тем более для продаж недвижимости. Клиент всегда тяжело расстается со своими деньгами, а в кризис, когда ценность денег увеличивается, это еще более заметно. Как бы мы ни убеждали людей в целесообразности покупки недвижимости именно сейчас, на нижнем пике цен, они все равно рассчитывают, что метры подешевеют, и ждут «бесплатной раздачи». На сознание покупателей очень влияют различные СМИ, призывающие подождать удешевления недвижимости. На деле же ценам падать некуда.
– А кто сегодня покупает коммерческую недвижимость?
– Покупателей можно разделить на две общие категории. Первые – те, кто приобретает метры для собственного бизнеса, как правило, малого и среднего. Вторые – люди, инвестирующие в недвижимость и планирующие в будущем перепродавать ее или сдавать внаем. Например, сегодня клиенты, приобретающие встроенные коммерческие помещения в «Юбилейном квартале», вкладывают свои сбережения в расчете на перспективы. Встроенные помещения в таких крупных жилых комплексах будут пользоваться популярностью всегда. Например, те, кто покупал недвижимость в ЖК «Морской каскад», очень довольны ею, и, по моим сведениям, никто не хочет уезжать оттуда.
– Что важно клиенту при выборе компании-девелопера?
– Не берусь судить о других девелоперах, но с уверенностью могу сказать, что ЛенСпецСМУ – клиентоориентированная компания. Мы уже более 22 лет работаем на рынке, и за это время у нас не было ни одного обманутого покупателя. Я думаю, любому инвестору, независимо от объемов вложенных средств, нужен проверенный, надежный и стабильный партнер. ЛенСпецСМУ относится именно к таким девелоперам.
– Как, по вашим прогнозам, будет развиваться рынок дальше?
– Мне кажется, что в 2009 году компании будут распродавать остатки и никаких открытий на рынке не случится. Я думаю, что уже в будущем году нас ждет постепенное оживление рынка. Однако активное развитие коммерческая недвижимость начнет не раньше 2011-го.
– Есть ли смысл покупать офисы для своей компании или лучше арендовать?
– Конечно же, лучше иметь собственный офис, так как аренда со временем будет обходиться все дороже и дороже. Особенно выгодно приобретать сегодня, когда цены снижены и риэлторы идут на уступки.
– Что вы предлагаете своим клиентам?
– У нас индивидуальный подход к каждому клиенту. Например, во встроенных помещениях мы предлагаем рассрочку платежей на период строительства дома. То есть платить клиент может в течение 2-3 лет, по удобной для него схеме. Такой вариант оплаты возможен, например, в «Юбилейном квартале». Что касается офисов в «Биржевом комплексе», то там долговременной рассрочки нет, но при единовременной оплате мы можем сделать клиенту скидку.
Кстати
Вячеслав Заренков, председатель совета директоров строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», выбран Персоной года – 2009 по версии газеты «Деловой Петербург», кроме того, он стал лауреатом премии «Топ-100» в номинации «30 лучших топ-менеджеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
В третьем независимом бизнес-конкурсе «Шеф года – 2009», организатором которого выступает журнал The Chief, Вячеслав Заренков был удостоен звания «Заслуженный шеф». Этой наградой отмечается руководитель, длительное время являющийся примером для коллег, сотрудников и партнеров. Из всех представленных номинаций конкурса премия «Заслуженный шеф» считается самой престижной. Участники конкурса номинировались по 12 направлениям. Победителей определял экспертный совет, сформированный из числа независимых экспертов и влиятельных руководителей города. Номинанты оценивались «со всех сторон»: учитывались как финансовые успехи возглавляемых ими компаний, так и их социальная позиция по отношению к сотрудникам, клиентам, партнерам.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Любовь Андреева