В пожарном порядке
В Санкт-Петербурге прошел семинар, посвященный проблемам соблюдения норм и правил пожарной безопасности в строительстве. Его организаторами выступили Петербургский строительный центр, Служба государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга и НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга».
Координация усилий
Организаторы семинара в своих выступлениях уделили внимание современным требованиям, предъявляемым к порядку осуществления надзора за строящимися объектами, а также порядку осуществления пожарного надзора. Заместитель начальника отдела надзора за специальными видами работ Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Денис Дегтерев отметил, что в настоящее время возникает много вопросов о том, кто и как осуществляет государственный пожарный надзор при строительстве, по каким документам предъявляются обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Как известно, до 1 января 2007 года помимо Градостроительного кодекса государственный строительный надзор регламентировался и другими федеральными законами. Однако после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ иные надзоры при строительстве стали избыточными и дублировали функции госстройнадзора. В целях приведения законодательства в соответствие с ГК РФ и устранения излишних административных барьеров при строительстве был принят федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». До принятия вышеуказанных изменений пожарный надзор на всех этапах строительства был сосредоточен в одной структуре – государственном пожарном надзоре МЧС России.
Сегодня проектную документацию рассматривает государственная экспертиза проектов, контроль за строительством и приемкой (подтверждением соответствия завершенных строительством объектов капитального строительства) осуществляет государственный строительный надзор. Контроль за соблюдением установленных требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами на существующих объектах надзора (зданиях и сооружениях) осуществляет государственный пожарный надзор МЧС России. Эта схема взаимодействия надзорных ведомств исключает преследование корпоративных интересов, повышает персональную ответственность должностных лиц за принятые решения. Государственный пожарный надзор при строительстве объектов капитального строительства осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, ГПН осуществляют сотрудники МЧС России. Мероприятия по контролю на таких объектах должны проводиться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также с учетом соответствующего Административного регламента МЧС России и не выходить за пределы предоставленной законодательством компетенции. Обязательные для исполнения требования пожарной безопасности могут предъявляться при осуществлении государственного пожарного надзора только в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях пожарной безопасности». СНиП, НБП, ППБ и другие нормативные документы с вводом в действие техрегламента носят исключительно рекомендательный характер.
В русле технического регламента
Доказать, что на объекте соблюдены обязательные для исполнения противопожарные требования, строителям помогает знание Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), который разрабатывался более 4 лет и был подписан Президентом РФ в июле 2008 года. Среди основных задач, которые призван решать Технический регламент, специалисты выделяют: комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами. В регламенте вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения защиты. В Техническом регламенте, как считают специалисты, найден максимальный баланс между пожарным контролем и возможностью предприятий нормально работать без бюрократического давления. Проверки никто не отменит. Но люди будут знать, что инспектора, который пришел к ним в интернат, школу, гостиницу, торговый дом, действительно заботит пожарная безопасность стариков, детей, покупателей, и требования его законны, выполнимы и должны быть непременно исполнены. Вместе с тем, как отметил руководитель Северо-Западного филиала ФГУ Госэкспертизы в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России Владимир Диденко, сейчас многие собственники объектов занимают выжидательную позицию и не спешат подавать пожарную декларацию. Между тем она должна быть разработана к моменту ввода объекта в эксплуатацию. Поэтому целесообразно предусматривать ее разработку уже на стадии заключения контракта с генпроектировщиком. Генеральный директор СРО НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов подчеркнул важность продолжения совместных консультаций строителей с надзорными органами с целью подготовки инструкций и рекомендаций по организации внутренних проверок соблюдения требований ФЗ в компаниях – членах СРО.
Координация усилий
Организаторы семинара в своих выступлениях уделили внимание современным требованиям, предъявляемым к порядку осуществления надзора за строящимися объектами, а также порядку осуществления пожарного надзора. Заместитель начальника отдела надзора за специальными видами работ Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Денис Дегтерев отметил, что в настоящее время возникает много вопросов о том, кто и как осуществляет государственный пожарный надзор при строительстве, по каким документам предъявляются обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Как известно, до 1 января 2007 года помимо Градостроительного кодекса государственный строительный надзор регламентировался и другими федеральными законами. Однако после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ иные надзоры при строительстве стали избыточными и дублировали функции госстройнадзора. В целях приведения законодательства в соответствие с ГК РФ и устранения излишних административных барьеров при строительстве был принят федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». До принятия вышеуказанных изменений пожарный надзор на всех этапах строительства был сосредоточен в одной структуре – государственном пожарном надзоре МЧС России.
Сегодня проектную документацию рассматривает государственная экспертиза проектов, контроль за строительством и приемкой (подтверждением соответствия завершенных строительством объектов капитального строительства) осуществляет государственный строительный надзор. Контроль за соблюдением установленных требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами на существующих объектах надзора (зданиях и сооружениях) осуществляет государственный пожарный надзор МЧС России. Эта схема взаимодействия надзорных ведомств исключает преследование корпоративных интересов, повышает персональную ответственность должностных лиц за принятые решения. Государственный пожарный надзор при строительстве объектов капитального строительства осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, ГПН осуществляют сотрудники МЧС России. Мероприятия по контролю на таких объектах должны проводиться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также с учетом соответствующего Административного регламента МЧС России и не выходить за пределы предоставленной законодательством компетенции. Обязательные для исполнения требования пожарной безопасности могут предъявляться при осуществлении государственного пожарного надзора только в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях пожарной безопасности». СНиП, НБП, ППБ и другие нормативные документы с вводом в действие техрегламента носят исключительно рекомендательный характер.
В русле технического регламента
Доказать, что на объекте соблюдены обязательные для исполнения противопожарные требования, строителям помогает знание Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123), который разрабатывался более 4 лет и был подписан Президентом РФ в июле 2008 года. Среди основных задач, которые призван решать Технический регламент, специалисты выделяют: комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами. В регламенте вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения защиты. В Техническом регламенте, как считают специалисты, найден максимальный баланс между пожарным контролем и возможностью предприятий нормально работать без бюрократического давления. Проверки никто не отменит. Но люди будут знать, что инспектора, который пришел к ним в интернат, школу, гостиницу, торговый дом, действительно заботит пожарная безопасность стариков, детей, покупателей, и требования его законны, выполнимы и должны быть непременно исполнены. Вместе с тем, как отметил руководитель Северо-Западного филиала ФГУ Госэкспертизы в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России Владимир Диденко, сейчас многие собственники объектов занимают выжидательную позицию и не спешат подавать пожарную декларацию. Между тем она должна быть разработана к моменту ввода объекта в эксплуатацию. Поэтому целесообразно предусматривать ее разработку уже на стадии заключения контракта с генпроектировщиком. Генеральный директор СРО НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов подчеркнул важность продолжения совместных консультаций строителей с надзорными органами с целью подготовки инструкций и рекомендаций по организации внутренних проверок соблюдения требований ФЗ в компаниях – членах СРО.
рубрика:
Архитектура
автор:
Андрей Мельников