Особая задача специализированных СРО
В стране идет активный процесс создания саморегулируемых организаций. Строительные сообщества спешат до конца года набрать необходимое количество членов, чтобы получить статус СРО. Но эксперты предостерегают от ошибок тех, кто еще не успел определиться со своим выбором. Для строительных компаний важно не просто вступить в СРО, а понимать, каким образом в дальнейшем будет строиться совместная работа.
Гость редакции – директор первого и на сегодняшний день единственного в России специализированного СРО в области подземного строительства НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов – делится своим взглядом на принципы создания саморегулируемых организаций.
– Сергей Николаевич, как вы считаете, нужно объединяться в СРО по определенным критериям или все равно, в какое партнерство вступать?
– В советское время в Ленинграде существовали две крупные организации: Главленинградстрой и Главленинградинжстрой – каждая из которых решала свои задачи в области строительства. Первая занималась строительством жилых зданий, а вторая специализировалась на реконструкции и строительстве инженерных сооружений. У каждой были свои специалисты, свои нормативы, и в конечном итоге город получал качественный и хорошо выполненный продукт.
То же самое должно быть и здесь. В каждой отрасли строительства существуют свои стандарты и требования, тем более при проведении таких работ, которые относятся к особо опасным и технически сложным, как, например, метростроение. Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно. Но, к сожалению, большинство из нормативов безнадежно устарело. А в таких областях, как микротоннелирование, горизонтально направленное бурение, их нет вообще или развиты они достаточно слабо. В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня – это проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Сделать это можно только в достаточно узком специализированном сообществе.
Второй немаловажный аспект в том, что для выдачи свидетельств о допуске к проведению особо опасных, технически сложных и уникальных работ, на мой взгляд, нужно максимально повысить требования к исполнительной дирекции, его совету. Необходимы сотрудники, специализирующиеся именно на данном направлении строительства. Я считаю, что организации и предприятия из таких областей, как, например, атомная энергетика или подземное строительство, однозначно обязаны получать свидетельства у специализированных СРО, имеющих полномочия на выдачу допусков к определенным видам строительных работ. Именно поэтому СРО НП «Объединение подземных строителей» изначально создавалась именно как организация, сформированная по профессиональному признаку.
– Выходит, в вашем партнерстве сосредоточены только организации, занимающиеся подземным строительством?
– Основу нашей организации составляют предприятия, которые тем или иным образом связаны с освоением подземного пространства: метростроение, тоннелестроение, прокладка коммуникаций методом микротоннелирования и горизонтально направленного бурения. Но это не значит, что это организации, которые только копают землю. У нас есть предприятия, занимающиеся прокладкой коммуникаций и трубопроводов, отделочными работами, строительством фундаментов, системами пожарной безопасности, сигнализацией.
Благодаря ОАО «Метрострой» и его генеральному директору Вадиму Александрову была проведена большая работа по объединению в НП специалистов подземного строительства со всей России. Несмотря на то что работа велась с нуля и времени было не так много, сегодня в Партнерство входит более 150 компаний, объединенных в сообщество по профессиональному принципу.
– Вы планируете оставить численность 150 организаций или будете принимать новых членов?
– Мы не останавливаемся на этом количестве. Численность с каждым днем растет, и мы готовы принять до 300 членов СРО. Потом будем определяться, смотреть, как станет развиваться саморегулирование в России.
– Надо полагать, вы для себя уже решили основные задачи?
– На первом этапе все-таки основной задачей было получение статуса саморегулируемой организации. После получения статуса СРО мы имеем право выдавать свидетельства о допуске ко всем видам работ, предусмотренным приказом № 274 Министерства регионального развития. Тем не менее, мы себя позиционируем как организация, члены которой выполняют особо опасные, технически сложные и уникальные работы. В соответствии с постановлением правительства на эти виды работ должны быть сформулированы дополнительные требования о выдаче свидетельств. К сожалению, их до сих пор нет, хотя они должны были быть готовы в течение 3 месяцев после выхода закона 148-ФЗ.
– Как вы считаете, что является залогом успешной деятельности СРО?
– Многое зависит от исполнительного органа. И мы стараемся соответствовать уровню наших членов. Важную роль также играет Совет Партнерства. А он, я считаю, уникальный: заслуженные или почетные строители России, орденоносцы. Но это внешняя сторона. Самое главное – они специалисты высочайшего уровня в области горно-капитальных, монтажных, буровых и других подземных работ.
Кстати, хотелось бы отметить некоторые недоработки закона, касающиеся Совета и исполнительного органа СРО. К сожалению, в нем ни слова не сказано о том, кто должен в них входить. Считаю, что этот недостаток должен быть исправлен, и для того, чтобы выдавать допуски, в Совете должны быть профессионалы именно в той отрасли, в которой организация специализируется. В нашем Совете они есть.
– Проектные организации будут вступать к вам или создадут свое СРО?
– В соответствии с законом, есть три вида СРО. Для того чтобы получить допуски, необходимо являться членом конкретной саморегулируемой организации. Но поскольку у многих наших членов были проектные лицензии, по нашей инициативе ОАО «Метрострой» совместно с ОАО «Ленметрогипротранс» учредили НП «Объединение проектных организаций «ОПС-Проект». Поскольку штат и исполнительная дирекция для обоих партнерств одни и те же, это позволяет минимизировать затраты в первую очередь для наших строителей. Надеемся, что до конца года зарегистрируем проектную СРО.
– Сергей Николаевич, что бы вы хотели добавить от себя?
– Позади очень важный этап формирования нашей СРО – 9 ноября этого года мы получили статус саморегулируемой организации. Какой будет СРО, как она будет развиваться, во многом зависит от исполнительной дирекции, от ее советов, непосредственно от строителей. Это нужное и своевременное направление. Я считаю, что переход на саморегулирование – перспективный шаг, который должен изменить качество строительно-монтажных работ и даст возможность внедрения новых технологий, новых материалов и новой техники.
Гость редакции – директор первого и на сегодняшний день единственного в России специализированного СРО в области подземного строительства НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов – делится своим взглядом на принципы создания саморегулируемых организаций.
– Сергей Николаевич, как вы считаете, нужно объединяться в СРО по определенным критериям или все равно, в какое партнерство вступать?
– В советское время в Ленинграде существовали две крупные организации: Главленинградстрой и Главленинградинжстрой – каждая из которых решала свои задачи в области строительства. Первая занималась строительством жилых зданий, а вторая специализировалась на реконструкции и строительстве инженерных сооружений. У каждой были свои специалисты, свои нормативы, и в конечном итоге город получал качественный и хорошо выполненный продукт.
То же самое должно быть и здесь. В каждой отрасли строительства существуют свои стандарты и требования, тем более при проведении таких работ, которые относятся к особо опасным и технически сложным, как, например, метростроение. Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно. Но, к сожалению, большинство из нормативов безнадежно устарело. А в таких областях, как микротоннелирование, горизонтально направленное бурение, их нет вообще или развиты они достаточно слабо. В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня – это проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Сделать это можно только в достаточно узком специализированном сообществе.
Второй немаловажный аспект в том, что для выдачи свидетельств о допуске к проведению особо опасных, технически сложных и уникальных работ, на мой взгляд, нужно максимально повысить требования к исполнительной дирекции, его совету. Необходимы сотрудники, специализирующиеся именно на данном направлении строительства. Я считаю, что организации и предприятия из таких областей, как, например, атомная энергетика или подземное строительство, однозначно обязаны получать свидетельства у специализированных СРО, имеющих полномочия на выдачу допусков к определенным видам строительных работ. Именно поэтому СРО НП «Объединение подземных строителей» изначально создавалась именно как организация, сформированная по профессиональному признаку.
– Выходит, в вашем партнерстве сосредоточены только организации, занимающиеся подземным строительством?
– Основу нашей организации составляют предприятия, которые тем или иным образом связаны с освоением подземного пространства: метростроение, тоннелестроение, прокладка коммуникаций методом микротоннелирования и горизонтально направленного бурения. Но это не значит, что это организации, которые только копают землю. У нас есть предприятия, занимающиеся прокладкой коммуникаций и трубопроводов, отделочными работами, строительством фундаментов, системами пожарной безопасности, сигнализацией.
Благодаря ОАО «Метрострой» и его генеральному директору Вадиму Александрову была проведена большая работа по объединению в НП специалистов подземного строительства со всей России. Несмотря на то что работа велась с нуля и времени было не так много, сегодня в Партнерство входит более 150 компаний, объединенных в сообщество по профессиональному принципу.
– Вы планируете оставить численность 150 организаций или будете принимать новых членов?
– Мы не останавливаемся на этом количестве. Численность с каждым днем растет, и мы готовы принять до 300 членов СРО. Потом будем определяться, смотреть, как станет развиваться саморегулирование в России.
– Надо полагать, вы для себя уже решили основные задачи?
– На первом этапе все-таки основной задачей было получение статуса саморегулируемой организации. После получения статуса СРО мы имеем право выдавать свидетельства о допуске ко всем видам работ, предусмотренным приказом № 274 Министерства регионального развития. Тем не менее, мы себя позиционируем как организация, члены которой выполняют особо опасные, технически сложные и уникальные работы. В соответствии с постановлением правительства на эти виды работ должны быть сформулированы дополнительные требования о выдаче свидетельств. К сожалению, их до сих пор нет, хотя они должны были быть готовы в течение 3 месяцев после выхода закона 148-ФЗ.
– Как вы считаете, что является залогом успешной деятельности СРО?
– Многое зависит от исполнительного органа. И мы стараемся соответствовать уровню наших членов. Важную роль также играет Совет Партнерства. А он, я считаю, уникальный: заслуженные или почетные строители России, орденоносцы. Но это внешняя сторона. Самое главное – они специалисты высочайшего уровня в области горно-капитальных, монтажных, буровых и других подземных работ.
Кстати, хотелось бы отметить некоторые недоработки закона, касающиеся Совета и исполнительного органа СРО. К сожалению, в нем ни слова не сказано о том, кто должен в них входить. Считаю, что этот недостаток должен быть исправлен, и для того, чтобы выдавать допуски, в Совете должны быть профессионалы именно в той отрасли, в которой организация специализируется. В нашем Совете они есть.
– Проектные организации будут вступать к вам или создадут свое СРО?
– В соответствии с законом, есть три вида СРО. Для того чтобы получить допуски, необходимо являться членом конкретной саморегулируемой организации. Но поскольку у многих наших членов были проектные лицензии, по нашей инициативе ОАО «Метрострой» совместно с ОАО «Ленметрогипротранс» учредили НП «Объединение проектных организаций «ОПС-Проект». Поскольку штат и исполнительная дирекция для обоих партнерств одни и те же, это позволяет минимизировать затраты в первую очередь для наших строителей. Надеемся, что до конца года зарегистрируем проектную СРО.
– Сергей Николаевич, что бы вы хотели добавить от себя?
– Позади очень важный этап формирования нашей СРО – 9 ноября этого года мы получили статус саморегулируемой организации. Какой будет СРО, как она будет развиваться, во многом зависит от исполнительной дирекции, от ее советов, непосредственно от строителей. Это нужное и своевременное направление. Я считаю, что переход на саморегулирование – перспективный шаг, который должен изменить качество строительно-монтажных работ и даст возможность внедрения новых технологий, новых материалов и новой техники.
рубрика:
Саморегулирование
автор:
Марианна Рахман