Потребителей стукнуло электрическими тарифами

В первые месяцы 2011 года промышленность Санкт-Петербурга испытала шок от увеличения платы за электроэнергию на десятки процентов. С 1 мая Комитет по тарифам ограничил аппетит энергетиков, но переплату заводам никто не вернет.

Промышленникам остается лишь надеяться, что подобные ценовые всплески не будут повторяться впредь. Такое обещание из чиновничьих уст они получили на заседании круглого стола «Энергетика и бизнес – как не прогореть?», прошедшем в региональном медиацентре РИА «Новости».
Первый заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Иван Болтенков рассказал, что комитет с 01.05.2011 снизил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Санкт-Петербурга на 2011 год. «Наши расчеты показывают, что для конечных потребителей с 1 мая рост тарифов по сравнению с предыдущим годом не превысит 15% в среднем. При этом разброс для разных потребителей, в зависимости от соотношения у них платы за потребленную энергию и подключенную мощность, а также от того, какой вид тарифов они применяют, составит 13-18%», – заявил чиновник.

Инвестиции под угрозой

Иван Болтенков напомнил, что рост тарифов энергетиков отменить совсем невозможно, ведь он связан с необходимостью строительства и модернизации изношенных электросетей. Именно для того чтобы у энергетиков появились деньги на эти цели, их перевели на новую систему регулирования тарифов. Однако рост цен на электроэнергию в начале 2011 года неожиданно для федеральных чиновников оказался слишком резким. Поэтому и президент РФ Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин, и чиновники рангом пониже наперебой стали высказываться о необходимости как-то сдержать этот рост в запланированных рамках. Только после этого региональные тарифные органы стали принимать решения по ограничению роста тарифов. На сегодняшний день все необходимые решения по ограничению роста тарифов Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга приняты. Часть из них находится на согласовании в Федеральной службе по тарифам.
«Это очень тяжелое решение для Санкт-Петербурга, – вздыхает Иван Болтенков. – Потому что на одной чаше весов наши уважаемые промышленники, предприниматели и иные плательщики за электроэнергию. Мы должны бороться за их интересы. А на другой – инвестиционные программы энергетиков, которые из-за ограничений по росту тарифов могут оказаться под угрозой.
Крупнейшая сетевая организация региона, ОАО «Ленэнерго», с этого года перешла на RAB (Regulatory Asset Base – регулирование тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала – ред.), который предполагает долгосрочное установление тарифов. В частности, мы установили эти тарифы на 5 лет с фиксацией инвестиционных обязательств компании и, соответственно, источников финансирования этих обязательств. Таким образом, урезания инвестиционной составляющей тарифов и пересмотра инвестиционной программы, допущенной правительством, «Ленэнерго» быть не может».

Обиженная сторона

Валерий Радченко, президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, назвал петербургских промышленников «обиженной стороной» и вопреки воле модератора круглого стола перехватил слово у Александра Меркулова, заместителя управляющего директора ОАО «Петербургская сбытовая компания».
«Промышленность города дает более 30% налогов в бюджет города, – подчеркнул значимость членов своей ассоциации Валерий Радченко. – Нам правительство заявляло, что рост тарифов монополистов будет не более 12-15%. Но проработав январь, мы задним числом получили счета с увеличенной платой за электроэнергию в размере 40-60%. Каждому заводу пришлось срочно искать дополнительные 4-5 млн рублей. Заводы к этому были абсолютно не готовы.
Решение Комитета по тарифам ограничить рост до 15-18% по сравнению с прошлым годом нас устраивает. Мы понимаем, что энергетикам тоже нужно инвестировать. Но рост тарифов на 40-60% ничем не обоснован. Нам нужен ответ, как будут пересчитываться тарифы за январь, февраль, март и апрель. Заводы заплатили лишние деньги, и нам нужно их вернуть. Но пока решения нет».
Кроме Валерия Радченко, на встречу с чиновником и энергетиком приехали несколько главных инженеров петербургских заводов. Когда прозвучали слова «деньги нужно вернуть», по залу прокатился гул одобрения. Но вскоре выяснилось, что надежды эти несбыточны. «Перерасчет за I квартал производиться не будет, кроме перерасчета из-за корректировки цен оптового рынка, поскольку для этого нет оснований», – вынес вердикт Александр Меркулов.
«Наши оппоненты по этому поводу говорят: что с возу упало – то пропало, – продолжал тем временем глава Ассоциации промышленных предприятий. – Нам Министерство обороны не дает закладывать в цену продукции дополнительные расходы на электроэнергию. Более того, при формировании гособоронзаказа от нас требуют снижать цены. Поэтому заводы сокращают персонал. Многие сократили по 200 человек и более. Другие отправляют людей в отпуска. Мы тоже покупаем станки и оборудование, развиваем производство, у нас тоже есть инвестиционная составляющая. Но мы ведь не берем чужие деньги! А нас просто ограбили».

Сами не рады

Александр Меркулов вежливо поблагодарил Валерия Радченко за высказанные конкретные претензии, попросив, впрочем, слово «грабеж» больше не употреблять.
«С 1 января, к сожалению, сложился целый ряд факторов, они вместе дали выброс цены на электроэнергию, который никого не радует, – развел руками он. – Несмотря на то что продажа электроэнергии по нерегулируемой цене в декабре 2010 года была незначительной, порядка одной пятой части общего объема, разница в цене по этой части оказалась процентов 50. И это отразилось на цене января. Теперь, правда, набор мер, продекларированный правительством, сдержит рост цен на оптовом рынке. Мы это увидели уже в январе: окончательная цена оптового рынка в этом месяце оказалась ниже предварительной на 10%.
Особенно январский взлет цен коснулся потребителей на двуставочном тарифе. К примеру, у ОАО «Светлана» рост тарифа на электроэнергию составил 46% в январе. Потом он немного снизился, в том числе за счет мер, принятых для сдерживания роста цен. Точно так же был пересчитан март. Что касается апреля и мая, я уверен, что цены в Санкт-Петербурге будут пересчитаны в меньшую сторону. В результате, к примеру, «Красный Октябрь» будет иметь рост цен на 13% по отношению к прошлому году, а «Светлана» – вообще 8.
«Безусловно, возмущение промышленных компаний понятно, – подвел итог дискуссии Иван Болтенков. – Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и вице-губернатор Михаил Осеевский со всех трибун неоднократно заявляли о том, что проблемы при переходе к полной либерализации рынка электроэнергии неизбежны, тем не менее, чтобы эти призывы были услышаны, понадобились те потрясения, которые возникли в начале года и результаты которых мы сейчас пытаемся урегулировать. Принятые тарифные решения позволят потребителям платить значительно меньше с 1 мая.
Полагаю, что такие «всполохи» цен в сторону увеличения, какие возникли в начале года допускаться в дальнейшем не будут».
рубрика: Энергетика
автор: Александр Пирожков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.