Партнерство для зарубежного инвестора
Механизм государственно-частного партнерства, в последние годы активно внедряемый в российскую экономику, пока вызывает интерес преимущественно у зарубежных инвесторов. Большинству российских компаний выгода от участия в ГЧП неочевидна. Возможно, поэтому схема крайне редко применяется в девелопменте.
Международный валютный фонд под термином «государственно-частное партнерство» (ГЧП) подразумевает договоренности, «в рамках которых частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления». В петербургском Комитете по инвестициям и стратегическим проектам государственно-частное партнерство определяют как «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в целях эффективной и качественной реализации общественно значимых проектов».
Директор отдела по работе с ключевыми клиентами России и СНГ СB Richard Ellis Гайк Папоян говорит, что нельзя говорить о том, что в России сегодня активно применяются механизмы государственно-частного партнерства. «Таких проектов в масштабах страны совсем немного», – рассказывает Гайк Папоян.
Большинство российских ГЧП-проектов относятся к инфраструктурной сфере. Впрочем, как отмечается в одном из исследований Международного валютного фонда, опыт разных стран показывает, что экономическая инфраструктура, к примеру транспорт, обычно является более очевидным кандидатом для ГЧП. Этот механизм позволяет органам госуправления избежать расходов на инфраструктуру или отсрочить их, не отказываясь при этом от связанных с ними выгод. Господин Папоян говорит, что в России механизмы ГЧП практически не затрагивают девелоперские проекты в области коммерческой и жилой недвижимости, в то время как города на Западе «сплошь застроены ГЧП-проектами». «Именно этим и объясняется тот факт, что в государственно-частном партнерстве в России участвуют в основном западные компании, российские же чаще всего выступают только подрядчиками. Такая ситуация и при строительстве ЗСД, и Орловского тоннеля, и трассы Москва – Петербург. У иностранцев есть опыт участия в таких крупных и длительных проектах, им этот механизм понятен и интересен», – поясняет эксперт.
По мнению Гайка Папояна, не очень активное использование схем государственно-частного партнерства на российском рынке обусловлено рядом факторов. Во-первых, власти готовы предлагать бизнесменам партнерство, только когда речь идет о крупных и длительных стройках. Большинство реализующихся сегодня в России ГЧП-проектов рассчитаны на 20-30 лет. «Российские девелоперы не привыкли к таким срокам и рассчитывают на гораздо более короткие периоды окупаемости. То есть из того, что предлагается властями, нет проектов, которые были бы интересны бизнесу», – говорит эксперт, отмечая, что, с другой стороны, государство сегодня также не готово вкладывать средства в девелоперские проекты. «Ему не интересны «легкие» проекты, которые на данный момент превалируют на рынке. Для государства они недостаточно масштабные. К примеру, ВЭБ рассматривает вложения только от 2 млрд рублей», – добавляет господин Папоян.
Эксперты уверены, что в будущем механизм ГЧП будет применяться более активно. Однако для этого необходимо, чтобы власть и бизнес нашли точки соприкосновения. Государство должно начать участвовать не только в инфраструктурных или транспортных проектах, но и развивать другие направления. Девелоперы, в свою очередь, должны пересмотреть свой взгляд на долгосрочные инвестиции. Кроме того, необходима корректировка существующего законодательства, заключает Гайк Папоян. По мнению вице-президента ГК «Балтрос» Константина Симакова, Россия сейчас в отношении ГЧП на перепутье. В мире есть страны, которые активно применяют такие схемы, но есть и государства, где их не используют в принципе. В какую сторону качнется маятник на российском рынке, зависит от очень многих факторов, в том числе от успешности реализации уже запущенных проектов, прогнозирует Симаков.
Международный валютный фонд под термином «государственно-частное партнерство» (ГЧП) подразумевает договоренности, «в рамках которых частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления». В петербургском Комитете по инвестициям и стратегическим проектам государственно-частное партнерство определяют как «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в целях эффективной и качественной реализации общественно значимых проектов».
Директор отдела по работе с ключевыми клиентами России и СНГ СB Richard Ellis Гайк Папоян говорит, что нельзя говорить о том, что в России сегодня активно применяются механизмы государственно-частного партнерства. «Таких проектов в масштабах страны совсем немного», – рассказывает Гайк Папоян.
Большинство российских ГЧП-проектов относятся к инфраструктурной сфере. Впрочем, как отмечается в одном из исследований Международного валютного фонда, опыт разных стран показывает, что экономическая инфраструктура, к примеру транспорт, обычно является более очевидным кандидатом для ГЧП. Этот механизм позволяет органам госуправления избежать расходов на инфраструктуру или отсрочить их, не отказываясь при этом от связанных с ними выгод. Господин Папоян говорит, что в России механизмы ГЧП практически не затрагивают девелоперские проекты в области коммерческой и жилой недвижимости, в то время как города на Западе «сплошь застроены ГЧП-проектами». «Именно этим и объясняется тот факт, что в государственно-частном партнерстве в России участвуют в основном западные компании, российские же чаще всего выступают только подрядчиками. Такая ситуация и при строительстве ЗСД, и Орловского тоннеля, и трассы Москва – Петербург. У иностранцев есть опыт участия в таких крупных и длительных проектах, им этот механизм понятен и интересен», – поясняет эксперт.
По мнению Гайка Папояна, не очень активное использование схем государственно-частного партнерства на российском рынке обусловлено рядом факторов. Во-первых, власти готовы предлагать бизнесменам партнерство, только когда речь идет о крупных и длительных стройках. Большинство реализующихся сегодня в России ГЧП-проектов рассчитаны на 20-30 лет. «Российские девелоперы не привыкли к таким срокам и рассчитывают на гораздо более короткие периоды окупаемости. То есть из того, что предлагается властями, нет проектов, которые были бы интересны бизнесу», – говорит эксперт, отмечая, что, с другой стороны, государство сегодня также не готово вкладывать средства в девелоперские проекты. «Ему не интересны «легкие» проекты, которые на данный момент превалируют на рынке. Для государства они недостаточно масштабные. К примеру, ВЭБ рассматривает вложения только от 2 млрд рублей», – добавляет господин Папоян.
Эксперты уверены, что в будущем механизм ГЧП будет применяться более активно. Однако для этого необходимо, чтобы власть и бизнес нашли точки соприкосновения. Государство должно начать участвовать не только в инфраструктурных или транспортных проектах, но и развивать другие направления. Девелоперы, в свою очередь, должны пересмотреть свой взгляд на долгосрочные инвестиции. Кроме того, необходима корректировка существующего законодательства, заключает Гайк Папоян. По мнению вице-президента ГК «Балтрос» Константина Симакова, Россия сейчас в отношении ГЧП на перепутье. В мире есть страны, которые активно применяют такие схемы, но есть и государства, где их не используют в принципе. В какую сторону качнется маятник на российском рынке, зависит от очень многих факторов, в том числе от успешности реализации уже запущенных проектов, прогнозирует Симаков.
рубрика:
Инфраструктура
автор:
Марина Акатова