Сергей Петров: «Саморегулирование – зона пристального внимания законодателей»
В Государственной Думе РФ стартовала осенняя сессия, на которой должен быть рассмотрен ряд основополагающих законодательных инициатив, в том числе по градостроительному регулированию. В то же время, 12 сентября, начнет свою работу III Съезд строителей Северо-Запада. Практические рекомендации участников съезда будут учтены законодателями, считает депутат ГД РФ Сергей Петров.
– Сергей Валерьевич, началась новая сессия в Госдуме. Как Вы оцениваете итоги работы предыдущей сессии?
– За период весенней сессии Комитетом Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям принято 14 федеральных законов, направленных на решение различных вопросов в строительной сфере. Принят ряд мер для стимулирования органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления к выполнению обязательств по региональным программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда ЖКХ. Многое делается и для устранения избыточных административных барьеров в строительстве – существенно упрощена подготовка документов территориального планирования, в том числе генеральных планов. Уточнены понятия реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом упрощаются многие административные процедуры. Изменения происходят и в сфере госзакупок – принятые законы помогут более тщательно отбирать подрядчиков и более качественно решать государственные задачи. Эти и многие другие вопросы бизнес-сообщество и органы государственной власти планируют обсудить.
– Каковы основные приоритеты?
– Одна из основных задач – создание условий для строительства жилья эконом-класса. Среди приоритетных вопросов – создание федеральной контрактной системы, исключение избыточных процедур при предоставлении земельных участков для строительства.
– Одно время много говорилось о становлении независимой экспертизы как одного из способов снижения административных барьеров. Что Вы думаете по этому вопросу?
– Действительно, сегодня при похождении госэкспертизы можно столкнуться с серьезными административными барьерами, выстоять огромные очереди.
Правда, крайностью может стать и слишком большая надежда на независимую экспертизу. Существует опасность, что появится много недобросовестных компаний, которые будут преследовать исключительно финансовые интересы и стараться заработать на этом деньги. В этом случае будет поставлена под угрозу безопасность зданий и сооружений. Принятие новой нормы должно быть четко сбалансировано. Здесь важно найти золотую середину. С одной стороны, должна быть упрощена процедура прохождения госэкспертизы – уменьшены очереди, время процедуры и т. д., с другой – эти изменения не должны происходить в ущерб безопасности строящихся объектов, а само прохождение экспертизы должно оставаться по-прежнему квалифицированным.
– Не так давно Вы были избраны координатором НОСТРОЙ по СЗФО. Что нужно сделать в первую очередь для координации работы с региональными строительными СРО?
– Нами будет проведен ряд совещаний с членами региональных саморегулируемых сообществ непосредственно в областных центрах. Мы должны мониторить градостроительную ситуацию в регионах и доносить их проблемы до руководства НОСТРОЙ. Первоочередной задачей считаю законодательное регулирование деятельности инвестиционно-строительного комплекса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Саморегулируемые сообщества должны активнее использовать свой потенциал для работы с органами исполнительной и законодательной власти на местах, тем более что такая возможность им предоставлена федеральным законодательством. Саморегулируемые сообщества должны составить план работы, включающий в себя как текущие, так и стратегические задачи, с тем чтобы мы могли совместными усилиями претворить их в жизнь. Среди первоочередных целей будет совершенствование законодательства в области саморегулирования и снижение административных барьеров на местах. Очевидно, что мы должны предъявить к организационной структуре СРО и ее внутреннему документообороту более серьезные и жесткие требования, чем это было до сих пор. Наша задача – всеми силами поддержать становление саморегулирования в регионах – это сложная многоуровневая задача, и к этому необходимо подходить очень ответственно.
– Сегодня строительное сообщество действительно много внимания уделяет вопросам саморегулирования. Какие-то конкретные шаги уже были приняты НОСТРОЙ в этом направлении?
– На летней окружной конференции НОСТРОЙ представители СРО обсудили проект федерального закона, рекомендованного советом НОСТРОЙ, направленного против коммерциализации саморегулируемых сообществ. Цели и задачи законопроекта были поддержаны всеми участниками. Основная дискуссия развернулась, когда собравшиеся обсуждали пути их достижения. Участники встречи предложили рекомендовать НОСТРОЙ сосредоточить свои усилия на реформировании Градостроительного кодекса РФ с целью повышения контроля за формированием и наличием компенсационного фонда саморегулируемых организаций и соответствием его объема численности реестра членов СРО не только на период проверки. Кроме того, на конференции был поднят вопрос о необходимости контроля процесса подготовки реестра членов саморегулируемой организации. Обсуждался и вопрос повышения квалификации строителей. Участники окружной конференции сошлись во мнении, что 80% выделенных НОСТРОЙ средств на обучение необходимо направить на организацию программ повышения квалификации, а оставшиеся 20% суммы реализовать с целью проведения обучающих семинаров.
– Инвестиционно-строительный процесс сложен. Он включает в себя множество разных отраслей, в том числе и услуги агентов недвижимости. Недавно и в этой сфере начался переход на добровольное саморегулирование. Как Вы оцениваете этот шаг?
– Рынок недвижимости сегодня как никогда нуждается в переменах, прежде всего речь идет о безопасности сделок купли-продажи для населения. Пока рынок недвижимости непрозрачен, законодательная база несовершенна, мы будем постоянно сталкиваться с противоправными действиями мошенников. Чтобы решить эту проблему, необходим целый комплекс мер, не в последнюю очередь законодательных. Первым шагом и стало создание добровольных саморегулируемых сообществ агентств недвижимости. В частности, в Петербурге в июле было внесено в Росреестр СРО НП «Объединение агентств недвижимости». То, что такие смежные отрасли, как риэлторская и строительная, включены в саморегулирование, помогает наладить более конструктивный диалог.
– Как будет проходить III Съезд строителей Северо-Запада?
– Съезд традиционно проходит уже в третий раз и собирает руководителей профессиональных сообществ в строительной сфере и руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ нашей отрасли. Съезд предполагает оживленный диалог. Его задача – донести до участников те решения, которые принимают исполнительные органы власти, рассказать о новых законодательных инициативах. Здесь можно будет обменяться мнениям по сложным практическим вопросам, в том числе и по саморегулированию.
– Сергей Валерьевич, началась новая сессия в Госдуме. Как Вы оцениваете итоги работы предыдущей сессии?
– За период весенней сессии Комитетом Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям принято 14 федеральных законов, направленных на решение различных вопросов в строительной сфере. Принят ряд мер для стимулирования органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления к выполнению обязательств по региональным программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда ЖКХ. Многое делается и для устранения избыточных административных барьеров в строительстве – существенно упрощена подготовка документов территориального планирования, в том числе генеральных планов. Уточнены понятия реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом упрощаются многие административные процедуры. Изменения происходят и в сфере госзакупок – принятые законы помогут более тщательно отбирать подрядчиков и более качественно решать государственные задачи. Эти и многие другие вопросы бизнес-сообщество и органы государственной власти планируют обсудить.
– Каковы основные приоритеты?
– Одна из основных задач – создание условий для строительства жилья эконом-класса. Среди приоритетных вопросов – создание федеральной контрактной системы, исключение избыточных процедур при предоставлении земельных участков для строительства.
– Одно время много говорилось о становлении независимой экспертизы как одного из способов снижения административных барьеров. Что Вы думаете по этому вопросу?
– Действительно, сегодня при похождении госэкспертизы можно столкнуться с серьезными административными барьерами, выстоять огромные очереди.
Правда, крайностью может стать и слишком большая надежда на независимую экспертизу. Существует опасность, что появится много недобросовестных компаний, которые будут преследовать исключительно финансовые интересы и стараться заработать на этом деньги. В этом случае будет поставлена под угрозу безопасность зданий и сооружений. Принятие новой нормы должно быть четко сбалансировано. Здесь важно найти золотую середину. С одной стороны, должна быть упрощена процедура прохождения госэкспертизы – уменьшены очереди, время процедуры и т. д., с другой – эти изменения не должны происходить в ущерб безопасности строящихся объектов, а само прохождение экспертизы должно оставаться по-прежнему квалифицированным.
– Не так давно Вы были избраны координатором НОСТРОЙ по СЗФО. Что нужно сделать в первую очередь для координации работы с региональными строительными СРО?
– Нами будет проведен ряд совещаний с членами региональных саморегулируемых сообществ непосредственно в областных центрах. Мы должны мониторить градостроительную ситуацию в регионах и доносить их проблемы до руководства НОСТРОЙ. Первоочередной задачей считаю законодательное регулирование деятельности инвестиционно-строительного комплекса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Саморегулируемые сообщества должны активнее использовать свой потенциал для работы с органами исполнительной и законодательной власти на местах, тем более что такая возможность им предоставлена федеральным законодательством. Саморегулируемые сообщества должны составить план работы, включающий в себя как текущие, так и стратегические задачи, с тем чтобы мы могли совместными усилиями претворить их в жизнь. Среди первоочередных целей будет совершенствование законодательства в области саморегулирования и снижение административных барьеров на местах. Очевидно, что мы должны предъявить к организационной структуре СРО и ее внутреннему документообороту более серьезные и жесткие требования, чем это было до сих пор. Наша задача – всеми силами поддержать становление саморегулирования в регионах – это сложная многоуровневая задача, и к этому необходимо подходить очень ответственно.
– Сегодня строительное сообщество действительно много внимания уделяет вопросам саморегулирования. Какие-то конкретные шаги уже были приняты НОСТРОЙ в этом направлении?
– На летней окружной конференции НОСТРОЙ представители СРО обсудили проект федерального закона, рекомендованного советом НОСТРОЙ, направленного против коммерциализации саморегулируемых сообществ. Цели и задачи законопроекта были поддержаны всеми участниками. Основная дискуссия развернулась, когда собравшиеся обсуждали пути их достижения. Участники встречи предложили рекомендовать НОСТРОЙ сосредоточить свои усилия на реформировании Градостроительного кодекса РФ с целью повышения контроля за формированием и наличием компенсационного фонда саморегулируемых организаций и соответствием его объема численности реестра членов СРО не только на период проверки. Кроме того, на конференции был поднят вопрос о необходимости контроля процесса подготовки реестра членов саморегулируемой организации. Обсуждался и вопрос повышения квалификации строителей. Участники окружной конференции сошлись во мнении, что 80% выделенных НОСТРОЙ средств на обучение необходимо направить на организацию программ повышения квалификации, а оставшиеся 20% суммы реализовать с целью проведения обучающих семинаров.
– Инвестиционно-строительный процесс сложен. Он включает в себя множество разных отраслей, в том числе и услуги агентов недвижимости. Недавно и в этой сфере начался переход на добровольное саморегулирование. Как Вы оцениваете этот шаг?
– Рынок недвижимости сегодня как никогда нуждается в переменах, прежде всего речь идет о безопасности сделок купли-продажи для населения. Пока рынок недвижимости непрозрачен, законодательная база несовершенна, мы будем постоянно сталкиваться с противоправными действиями мошенников. Чтобы решить эту проблему, необходим целый комплекс мер, не в последнюю очередь законодательных. Первым шагом и стало создание добровольных саморегулируемых сообществ агентств недвижимости. В частности, в Петербурге в июле было внесено в Росреестр СРО НП «Объединение агентств недвижимости». То, что такие смежные отрасли, как риэлторская и строительная, включены в саморегулирование, помогает наладить более конструктивный диалог.
– Как будет проходить III Съезд строителей Северо-Запада?
– Съезд традиционно проходит уже в третий раз и собирает руководителей профессиональных сообществ в строительной сфере и руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ нашей отрасли. Съезд предполагает оживленный диалог. Его задача – донести до участников те решения, которые принимают исполнительные органы власти, рассказать о новых законодательных инициативах. Здесь можно будет обменяться мнениям по сложным практическим вопросам, в том числе и по саморегулированию.
рубрика:
Интервью
автор:
Иван Бобков