Осторожнее с обещаниями
На прошлой неделе стало известно, что на петербургский рынок строительства выходит еще один игрок – московская Tekta Group. Компания пообещала вложить в покупку земли в Петербурге только в 2012 году около 40 млн USD.
Попытки выйти на второй по рентабельности после столичного рынок страны московские девелоперы предпринимают много лет. Однако пока однозначно успешным можно назвать лишь дебют «Главстроя».
Все остальные компании, громко провозглашавшие грандиозные планы еще 5-7 лет назад, сколько-нибудь заметными игроками рынка так и не стали – если и строят, то в объемах незначительных. А некоторые так и вовсе дальше обещаний продвинуться не смогли.
Местные девелоперы, правда, говорят, что успех «Главстроя» был во многом обеспечен тем, что администрация Петербурга за свой счет выполнила инженерную подготовку земельных участков, на которых теперь строит компания. Однако на эти упреки местным девелоперам можно возразить, что никто и им не мешает подключать свои лоббистские возможности и добиваться от властей того, чем чиновники, в общем-то, и обязаны заниматься – готовить землю под строительство, вовремя согласовывать документацию, помогать решать вопросы с монополистами.
Строительный рынок считается в России делом локальным – выходя в новый город или регион, компании, по сути, приходится заново выстраивать бизнес: набирать грамотный персонал, искать поставщиков стройматериалов, подрядчиков, покупать или арендовать земельные участки, а главное – договариваться с местными властями. И это самый сложный процесс – местные мэры и губернаторы не желают пускать на рынок чужаков, получая свою долю от региональных застройщиков за то, что оберегают их интересы.
Впрочем, в том же Петербурге масса примеров, доказывающих, что на рынок, грамотно подойдя к вопросу, может прийти и вовсе чужак. Я имею в виду западных застройщиков. Перед глазами есть примеры как успешной работы, так и полного фиаско с последующим сворачиванием деятельности.
Выходя на новый рынок (да и строя планы даже на рынке собственном), важно ставить перед собой осуществимые цели. Ибо компания, заявившая о грандиозных планах, а потом их не реализовавшая, производит впечатление несерьезной, если не сказать ненадежной. Вспоминается мой разговор годовой давности с одним из руководителей средней городской строительной фирмы. Он обещал, что буквально через три-четыре года его компания выйдет на ежегодные объемы ввода в 0,5 млн кв. м. Будучи реалистом и в общем и целом представляя положение этой компании на рынке, я посчитал, что руководитель немного не в себе. Недавно я читал с ним интервью. Он называет уже гораздо более скромные цифры. Я порадовался за дольщиков этой компании и за этого руководителя – спустившись с небес на землю, он сделал первый шаг к более взвешенной стратегии развития своей фирмы.
Попытки выйти на второй по рентабельности после столичного рынок страны московские девелоперы предпринимают много лет. Однако пока однозначно успешным можно назвать лишь дебют «Главстроя».
Все остальные компании, громко провозглашавшие грандиозные планы еще 5-7 лет назад, сколько-нибудь заметными игроками рынка так и не стали – если и строят, то в объемах незначительных. А некоторые так и вовсе дальше обещаний продвинуться не смогли.
Местные девелоперы, правда, говорят, что успех «Главстроя» был во многом обеспечен тем, что администрация Петербурга за свой счет выполнила инженерную подготовку земельных участков, на которых теперь строит компания. Однако на эти упреки местным девелоперам можно возразить, что никто и им не мешает подключать свои лоббистские возможности и добиваться от властей того, чем чиновники, в общем-то, и обязаны заниматься – готовить землю под строительство, вовремя согласовывать документацию, помогать решать вопросы с монополистами.
Строительный рынок считается в России делом локальным – выходя в новый город или регион, компании, по сути, приходится заново выстраивать бизнес: набирать грамотный персонал, искать поставщиков стройматериалов, подрядчиков, покупать или арендовать земельные участки, а главное – договариваться с местными властями. И это самый сложный процесс – местные мэры и губернаторы не желают пускать на рынок чужаков, получая свою долю от региональных застройщиков за то, что оберегают их интересы.
Впрочем, в том же Петербурге масса примеров, доказывающих, что на рынок, грамотно подойдя к вопросу, может прийти и вовсе чужак. Я имею в виду западных застройщиков. Перед глазами есть примеры как успешной работы, так и полного фиаско с последующим сворачиванием деятельности.
Выходя на новый рынок (да и строя планы даже на рынке собственном), важно ставить перед собой осуществимые цели. Ибо компания, заявившая о грандиозных планах, а потом их не реализовавшая, производит впечатление несерьезной, если не сказать ненадежной. Вспоминается мой разговор годовой давности с одним из руководителей средней городской строительной фирмы. Он обещал, что буквально через три-четыре года его компания выйдет на ежегодные объемы ввода в 0,5 млн кв. м. Будучи реалистом и в общем и целом представляя положение этой компании на рынке, я посчитал, что руководитель немного не в себе. Недавно я читал с ним интервью. Он называет уже гораздо более скромные цифры. Я порадовался за дольщиков этой компании и за этого руководителя – спустившись с небес на землю, он сделал первый шаг к более взвешенной стратегии развития своей фирмы.
рубрика:
Колонка редактора
автор:
Валерий Грибанов