Исчезающие памятники
В Петербурге насчитывается около полутора десятков жилых массивов в стиле конструктивизма. Некоторые из подобных кварталов уже превратились в трущобы, в которых проживают самые малообеспеченные слои граждан и мигранты.
Ситуацию с привлечением инвесторов осложняют сразу несколько факторов. Рабочие кварталы находятся далеко от центра – в Кировском, Невском, Калининском районах. Строились они зачастую на скорую руку и не всегда качественно. К тому же в 1930-е экономили не только на материалах, но и на площади. Кухни в жилмассивах крошечные. Часто нет ванных, не говоря уже о местах для парковки. Сейчас многие здания находятся в ветхом и аварийном состоянии и требуют комплексной реконструкции, которая, по словам Владимира Трушковского, генерального директора ООО «ЛенСтройУправление», обойдется в 5 раз дороже, чем новое строительство.
«Инвесторов эти жилые кварталы могут интересовать только с точки зрения земельных участков, – считает Сергей Федоров, директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Петербурге. – Как правило, они находятся вне охранной зоны, где ПЗЗ позволяет увеличивать этажность зданий».
Однако последнюю возможность привлечь частного инвестора Совет по культурному наследию отверг в конце января, отклонив результаты экспертизы ООО «ЛенСтройУправление», предлагающей сохранить только 3 жилых корпуса «Кондратьевского жилмассива» и здание универмага, а остальные 9 зданий снести.
«Мы предложили щадящий режим – сохранение только 4 корпусов, – рассказывает Владимир Трушковский. – В условиях нашей экономики частный инвестор никогда не согласится на реставрацию всего жилмассива. Существующие конструкции сложно приспособить под современные нормы жилья».
Историки и архитекторы считают, что инвестор не нужен.
«Подобное жилье для рабочих массово строили во Франции, Англии, Голландии, – говорит историк архитектуры Мария Макогонова. – Везде его отреставрировали и превратили в социальное жилье, теперь в домах живут студенты, молодые семьи. Петербургские жилмассивы тоже должны быть включены в государственную программу реновации жилья для малоимущих».
Однако на это немного надежды. Как сообщают в КГИОПе, в 2011 году реставрировались 2 памятника 1920-1930-х годов. В 2012 году планируется реставрация еще двух зданий.
Другая возможность для восстановления – следовать примеру Германии. В ней тоже в 1920-1930-е годы строили социальные кварталы для рабочих – зидлунги. И основная часть финансирования восстановительных работ шла от самих жителей. Вот только в Петербурге люди не понимают ценности архитектуры 1920-1930-х годов, сокрушается Мария Макогонова.
С другой стороны, пока что отсутствие интереса инвесторов как раз спасает жилмассивы-памятники от сноса. На более ценной земле Крестовского острова зданий этого периода уже не осталось. Опасаясь исчезновения жилмассивов, архитекторы предлагают повысить их статус до памятников регионального значения. Хотя это тоже не гарантия их сохранения.
«Я думаю, что эти территории будут подвергаться квартальной реновации. Инвестор будет сносить все жилье и производить новую застройку с предоставлением квартир бывшим собственникам», – уверен Сергей Федоров.
рубрика:
Архитектура
автор:
Антонина Асанова