Малый процент

Затраты на консалтинговые услуги составляют от десятых долей процента до 2-3% от общих затрат на реализацию проекта. При этом грамотные рекомендации консультантов способны снизить риски и сократить затраты.

«Затраты составляют не более 2-3% от общего бюджета проекта. Конечно, все зависит от масштаба самого проекта: у небольшого затраты будут побольше, у крупного – поменьше. Однако надо помнить, что ошибки прединвестиционной фазы проекта, включающей в себя и разработку концепции, стоят впоследствии очень дорого. Иными словами, лучше заказать и получить качественную концепцию, чем потом, на этапе строительства, исправлять ошибки неверной концепции. А такие случаи были, и обходились они в очень и очень приличную сумму, сравнимую с общим бюджетом проекта», – поясняет Николай Вечер.
По словам Романа Евстратова, затраты на консалтинг составляют не более 0,1-0,2% от общих затрат на реализацию проекта. «При этом качественно выполненные консалтинговые услуги позволяют сформулировать техническое задание для проектировщиков и архитекторов, то есть задать некие рамки, в которых будет в дальнейшем двигаться проект, и помогают избежать многих ошибок, исправление которых на этапе проектирования и тем более строительства обходится гораздо дороже», – отмечает господин Евстратов.
Наталия Киреева считает, что дальнейшее развитие сегментов рынка коммерческой недвижимости, очевидно, приведет к их усложнению и большему разнообразию. «Это приведет к росту спроса на консалтинговые услуги и повышению требований к качеству работы консультантов. Можно также прогнозировать новую волну спроса, которая будет связана с редевелопментом и реконцепцией проектов», – полагает госпожа Киреева.
Появление новых игроков вряд ли изменит доли существующих компаний. «Рынок насыщен – объемы заказов меньше, чем в докризисный период, а количественный состав игроков практически не изменился. Появление новых игроков возможно, но вопрос в том, сумеют ли они отнять себе какую-либо значимую долю рынка у существующих компаний, ведь консалтинговый бизнес основан в значительной степени на постоянной и лояльной клиентуре, на профессиональном реноме, накопленной базе знаний и умений, которые приобретаются консультантом не за один год», – рассуждает Николай Пашков.
рубрика: Консалтинг
автор: Ирина Ахматова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.