Балтийский Роттердам

Проект строительства морского торгового порта «Усть-Луга» вступил в завершающую фазу. В течение года руководство ОАО «Компания Усть-Луга» планирует провести всесторонний аудит, продать активы инвесторам и выполнить все свои финансовые обязательства.

 

«Завершается только первый этап комп­лексного инвестиционного проекта развития территории при порте «Усть-Луга». Это хороший драйвер будущего развития всей экономики Ленинградской области», – заявил Валерий Израйлит, председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга».
С 2000 года, напомнил господин Израйлит, в проект строительства морского торгового порта «Усть-Луга» было инвестировано более 200 млрд рублей, из них лишь 16% – средства федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ. С другой стороны, общий объем налоговых поступлений только за 2010-2014 годы превысил 6,7 млрд рублей, демонстрируя устойчивый ежегодный рост. А с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей позитивная динамика еще более усилится. Так, благодаря одному только заводу по производству сжиженного газа, который будет построен в МТП «Усть-Луга» по решению руководства ОАО «Газпром», «бюджет Ленинградской области удвоится», отметил Валерий Израйлит.

Долги по схеме

Правительство Ленинградской области также высоко оценивает доходный потенциал МТП «Усть-Луга». Уточним, что Ленобласти принадлежат по 20% акций «Компании Усть-Луга» и выделившейся из нее компании ТЛК. По словам губернатора 47-го региона Александра Дрозденко, в прошлом году были планы продажи пакета акций ОАО «ТЛК», поскольку «участвовать напрямую в бизнесе – не свойственная для областной власти функция». Тем не менее пока от продажи решено отказаться. Отчасти под влиянием общей экономической ситуации, отчасти из-за ожидания большей доходности этих ценных бумаг в обозримом будущем. Губернатор подчеркнул: несмотря на сложный диалог «Компании Усть-Луга» с крупнейшим кредитором – ВТБ – по вопросу реструктуризации долга (свыше 600 млн рублей), в правительстве Ленобласти уверены в том, что бюджетные средства в рамках исполнения государственных гарантий, данных под развитие инженерных общепортовых комплексов (водоснабжение, канализование, электрификация, дороги, связь и т. д.), расходовать не придется. Во-первых, выработана схема погашения задолженности перед кредиторами, и этой схемой областные власти «вполне довольны». Во-вторых, при размере долга ОАО «Компания Усть-Луга» более 1 млрд рублей его стоимость, по оценкам экспертов, покрывается стоимостью активов, созданных на эти деньги, – это объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В частности, система внутренней электрификации порта, система водоснабжения порта, система сбора и локализации стоков порта и др.
Для эффективного урегулирования отношений ОАО «Компания Усть-Луга» с кредиторами имеет значение также то обстоя­тельство, что срок уплаты процентов по кредиту наступает только в конце 2015 года. Кроме того, сегодня Ленинградская область имеет репутацию субъекта, точно и в срок выполняющего все взятые на себя обязательства. По крайней мере секвестра бюджет в нынешнем году не будет, подчеркнул Александр Дрозденко.
У «Компании Усть-Луга» остались объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В том числе система внутренней электрификации порта, система водоснабжения порта, система сбора и локализации стоков порта и др. Отметим, что, по предварительным итогам, 2014 год компания завершает с некоторой прибылью. «Погашены технические убытки (возникшие за счет переноса ряда активов и изменения структуры баланса)», – прокомментировал Валерий Израйлит.

Самый крупный и еще крупнее

МТП «Усть-Луга» уже стал крупнейшим портом на Балтике (не только в ее российской части). Сегодня здесь работают 12 морских терминалов и нефтебаза «Усть-Луга» (конечная точка Балтийской трубопроводной системы – 2). Причем увеличение грузопотока происходило по разным категориям грузов, и темпы роста превысили темпы роста российской экономики в целом. А с ремонтом и развитием дорожной сети Ленобласти, появлением новых промышленных, логистических мощностей тенденция к увеличению грузопотока МТП «Усть-Луга» будет еще более выраженной, заявил Александр Дрозденко.
«Предполагается еще возведение целого ряда заводов (по карбамиду, аммиаку, метанолу и т. д.)», – напомнил, в свою очередь, Валерий Израйлит. Кроме того, в Северной части порта строятся три терминала для обработки генеральных грузов и минеральных удобрений. Некоторые инфраструктурные объекты будут сдаваться в эксплуатацию нынешним летом. Так, на финишную прямую вышло строительство железнодорожного парка – самого крупного инвестиционного проекта ОАО «РЖД». И если в начале строительства МТП «Усть-Луга» были сомнения в том, что он станет новым Антверпеном или Роттердамом, то сегодня для подобных сомнений повода нет.
Для экономики Ленинградской области важно, что с фактическим завершением государственного контракта с Министерством транспорта РФ о создании порта в Лужской губе Финского залива в границах Компоновочной схемы генерального плана МТП «Усть-Луга» работа по комплексному освоению прилегающей к порту территории не остановится. «Это хороший драйвер будущего развития индустриальной зоны, нового города. Его первый квартал уже строится, и часть работников порта живет в обновленном пос. Усть-Луга, который, надеюсь, в скором времени станет городом», – заявил господин Израйлит. Он также подтвердил намерения ОАО «Компания Усть-Луга» участвовать в дальнейшем в реализации проекта комплексного развития территории совместно с Ленобластью в рамках корпоративно созданных специальных предприятий.

рубрика: События
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.