Законы – на экспертизу

В конце января областной парламент в трех чтениях принял закон о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ленинградской области.

 

Речь идет об оценке воздействия всех подготавливаемых нормативных правовых актах 47-го региона на инвестиционную и предпринимательскую деятельность. Процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) позволяет выявить в проектах нормативно-правовых актов положения, которые вводят или могут вводить необоснованные барьеры для предпринимательской деятельности, ограничивают конкуренцию или другим способом мешают ведению бизнеса в регионе.
Работа по оценке такого рода нормативно-правовых актов в Ленинградской области ведется с января 2014 года, когда порядок проведения оценки регулирующего воздействия был закреплен постановлением правительства Ленинградской области. В течение прошлого года подготовлено 32 экспертных заключения в отношении проектов нормативных правовых актов, из них положительных – 24, отрицательных заключений – 8.
Принятие закона было необходимо для того, чтобы законодательно закрепить порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Ленинградской области. Депутаты Законодательного собрания, рассмотрев законопроект, утвердили документ в трех чтениях.

Не более 5%

Эксперты неоднозначно оценивают перспективы и текущую практику по ОРВ. Согласно официальным опросам, только 44% представителей бизнеса знают, что такое ОРВ. Также статистика говорит о том, что в среднем только 5% предлагаемых экспертами корректировок законопроекта находят свое отражение в итоговом документе.
«К сожалению, практика последних лет показывает, что даже наличие отрицательного ОРВ или его отсутствие далеко не всегда становится фатальным препятствием для принятия того или иного документа. Вместе с тем создание системы согласования должно снизить количество документов регулирования и повысить ответственность чиновников», – считает президент ЛО ТПП Кирилл Поляков.
 «Оптимальная финансовая нагрузка на бизнес должна нас направить друг другу навстречу и снять все противоречия, но пока мы этого не достигли. Вообще в этом деле очень мало науки. Пока наука не вооружит власть достоверными методиками и власть не получит от бизнеса достоверную информацию об его деятельности, все наши оценки будут поверхностными», – комментирует помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин.
«Ежегодно от 4 до 6 тыс. нормативно-правовых актов, которые так или иначе регулируют сферу предпринимательства, принимается в нашей стране, – рассказывает Александр Кузьмин, председатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области, заместитель председателя «Опоры России» по Ленинградской области. – Только внедряемый инструмент ОРВ должен действительно быть эффективным. Как происходит процедура ОРВ сейчас: профессиональное сообщество получает информацию, что на таком-то ресурсе размещен законопроект, после чего мы собираем экспертные предложения, направляем по указанному адресу, а потом рождается некое постановление правительства, и совершенно непонятно, как оно было создано, по каким причинам предложения приняты или отклонены. Здесь назревает очень актуальная проблема прозрачности оценки ОРВ. Необходима система, которая позволит наблюдать в динамике процесс корректировки законопроекта».
«Невозможно учесть все предложения сразу. ОРВ – это не согласование, а скорее правило хорошего тона, процесс аргументации. Ни в одной стране мира право вето в связи с плохим заключением по ОРВ не предоставляется, – объясняет заместитель начальника отдела адвокатирования предпринимательства Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Артем Юлегин. – По статистике, только 5% предложений принимается в работу».

Диктатура ОРВ

«Я хочу, чтобы была установлена диктатура ОРВ над спонтанным законо­творчеством, – говорит Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ООО «Пивоваренная компания «Балтика». – Все, что влияет на развитие бизнеса, а в конечном итоге на развитие экономики, должно быть прогнозируемо».
Строителям тоже мешает работать избыточность нормотворчества и быстрая смена правил игры. «Если ты разработал проект в соответствии с генпланом и ПЗЗ, то он уже не соответствует этому постановлению, – комментирует управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. – А если я начал в него вносить изменения, то с нового года вступают в действие региональные нормы градостроительного проектирования, которым опять не соответствует мой проект планировки. Поэтому я все время не успеваю за изменениями нашего законодательства. Поймать момент, когда у меня все соответствует текущему законодательству, невозможно».
Законодательство невозможно изменить в лучшую сторону, считает Игорь Водопьянов: «На федеральном уровне потоком принимают законы очень низкого качества. В прошлом году Госдума приняла 340 законов – по одному в день. Как это изменить, я не знаю. Может, стоить отменить все, что напринимали до 2000 или до 2005 года. В результате такого потока законодательного брака все решается в ручном режиме. Если ты хочешь построить в Петербурге что-то за очень большие деньги, тебя будут носить на руках, а если за 500 тыс. USD, то запаришься бегать и согласовывать. Думаю, что ОРВ и нечто подобное никак не решат проблем».

Мнение:

Кирилл Поляков, президент ЛО ТПП:

– Мы вправе ожидать, что наиболее результативным должно стать применение механизмов ОРВ на уровне региона. Органы власти субъекта – это самый доступный для предпринимателей уровень государственной власти. Подчеркну, что инвесторы, вкладывающие средства в развитие территорий, работают в первую очередь именно с региональными властями, и качество их взаимодействия во многом определяет инвестиционную привлекательность субъекта. Региональные объединения предпринимателей могут стать зеркалом проблем и рычагом развития рынка. ОРВ – это социально-экономическое исследование, имеющее строгую структуру. Такое исследование нельзя подменить простым анализом юридических изъянов проекта или фрагментарной аргументацией, не базирующейся на объективных количественных данных и расчетах.

Справка:

Внедрение процедур оценки регулирующего воздействия в регионах проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Постановлением правительства Ле­нин­­градской области от 10 января 2014 года № 2 «О внедрении процедур оценки регулирующего воздействия в Ленин­градской области» закреплен порядок проведения ОРВ проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ленинградской области, установлена сфера применения процедур ОРВ, определен уполномоченный орган, которым является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленин­градской области.
В 2014 году в Ленинградской области сформирована рабочая группа из числа экспертов, бизнес-сообществ и представителей органов власти, которая принимает участие в оценке и экспертизе законопроектов на предмет их возможного негативного влияния на инвестиционный и предпринимательский климат. Публичное обсуждение нормативно-правовых актов проводится на официальном портале в сети Интернет: http://orv.lenreg.ru/.
Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области подписаны соглашения о взаимодействии при проведении процедур оценки регулирующего воздействия с региональными отделениями «Деловой России», «Опоры России», объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области», отделением Торгово-промышленной палаты (ЛО ТПП), а также представительством Американской торговой палаты. Комитет также тесно сотрудничает с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ленобласти.

рубрика: Власть и бизнес
автор: Ольга Фельдман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.