«Автотор» построится на налоги

Группа «Автотор» начала строительство автокластера в Калининградской области стоимостью более 120 млрд рублей. При реализации проекта будет использован новый для России механизм государственно-частного партнерства Tax Increment Financing (TIF). Проект по созданию крупнейшего на Северо-Западе автокластера предусматривает строительство 5 автозаводов полного цикла и 16 заводов по производству автомобильных компонентов. 10 из 21 завода заработают уже к 2016 году. Полностью проект будет реализован к 2020 году. В состав кластера войдут заводы уже существующих партнеров «Автотора» – BMW, General Motors, Kia. Помимо производственных объектов на территории площадью 1200 га в пос. Александра Космодемьянского появится микрорайон малоэтажной застройки на 50 тыс. человек, университетский кампус, международный сервисный инжиниринговый центр, морской порт с контейнерным терминалом, логистическая и энергетическая инфраструктура. Как сообщил президент «Автотор Холдинг» Валерий Драганов, по предварительным оценкам, создание кластера потребует по меньшей мере 120 млрд рублей инвестиций. При этом строительство инфраструктуры может потребовать около 39 млрд рублей. Мощность кластера на первом этапе составит до 250 тыс. легковых, коммерческих и грузовых автомобилей в год. Наскрести на кластер Чуть меньше половины всего объема финансирования проекта возьмет на себя сам «Автотор» и его зарубежные партнеры. Отметим, что еще в марте 2012 года холдинг начал переговоры с канадским концерном Magna о создании автокластера, а в ноябре 2012 года было подписано соответствую­щее соглашение. «Magna выступает автором и идеологом проекта, потому что для «Автотора», собственно, эта деятельность не является профильной», – заявили в пресс-службе российского предприятия. Впрочем, точный объем средств, которые будут привлечены из-за рубежа, в компании указать отказались. Вторая половина финансирования будет привлечена в качестве заемных средств. Для этого «Автотор» в конце сентября в рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» подписал соглашение с Внешэкономбанком и его «дочкой» – ОАО «Федеральный центр проектного финансирования». В соответствии с соглашением центр проведет экспертизу документации и финансовой модели проекта, а также проработает финансово-экономическую и организационно-правовую составляющую. Ожидается, что ВЭБ поучаствует в проекте и финансово, но объем вложений в банке пока не раскрывают. Поучаствует в реализации проекта и областной бюджет. Создание промплощадки входит в госпрограмму развития региона, в рамках которой на строительство инфраструктуры кластера только в 2013 году в бюджете заложено 180 млн рублей. Пилотный TIF Помимо непосредственно кредитования строительства нового кластера ВЭБ будет мониторить применение пилотного как для Калининградской области, так и для всего Северо-Запада инструмента финансирования инвестпроекта за счет роста налоговых доходов. Финансовый механизм TIF, который предполагается применить при создании автокластера, предусматривает, что дополнительные доходы, возникающие в результате развития проекта, деловой активности, жилищного строительства, используются для погашения первоначальных инвестиций. «Мы рассчитываем, что для финансирования этого масштабного проекта удастся использовать такой инструмент, как TIF, когда уже произведенные и показавшие отдачу затраты инвестора впоследствии компенсируются за счет налогов. Сейчас этот вопрос прорабатывается в федеральном правительстве. Он будет пилотным в Калининградской области. Региональные власти поддерживают такую схему финансирования», – объявил глава области Николай Цуканов. По словам директора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития РФ Игоря Коваля, разрабатываемый в настоящий момент российский вариант этого механизма для отечественного бизнеса пока кажется сложным, но за рубежом он уже успел доказать свою эффективность. «Допустим, инвестор строит предприятие, к нему необходимо подвести дорогу, ЛЭП и ж/д ветку. Он это делает за свой счет, но в перспективе может рассчитывать на возмещение части этих затрат, – объясняет принцип действия TIF господин Коваль. – Когда начнет увеличиваться налогооблагаемая база, часть налогов будет уходить в Инвестиционный фонд РФ, а оттуда будут происходить трансферты в бюджеты регионов, за счет которых будут компенсироваться расходы инвестора». По мнению эксперта, механизм позволит осуществлять ГЧП-проекты без прямого финансирования со стороны субъекта Федерации, а сам инвестор будет заинтересован в как можно скорейшем строительстве инфраструктуры, которая нужна для начала производства. По словам экспертов, основная трудность на сегодня при реализации схемы TIF состоит в том, что у нее пока нет никакой нормативно-правовой основы. «Проект постановления, узаконивающий механизм TIF, был внесен в установленном порядке в правительство. Но при этом есть ряд разногласий с нашими коллегами из Минфина, – рассказал Игорь Коваль. – Вместе с тем этот вопрос вышел на уровень первого вице-премьера Игоря Шувалова, и поэтому можно надеяться, что TIF будет законодательно закреплен до конца года».
рубрика: Новости регионов
автор: Михаил Немировский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.