Минстрою нужно принимать непопулярные решения, на которые у предшественников не хватило полномочий, времени или желания
Федеральные власти вновь воссоздали Министерство строительства и ЖКХ. За последние 20 лет строительная отрасль уже несколько раз лишалась своего министерства, а потом вновь его обретала. Как долго, по вашему мнению, просуществует нынешнее министерство?
Валентин Заставленко, вице-президент группы компаний Springald:
– По нашему мнению, до конца президентского срока Владимира Путина, 2020 года, при отсутствии грубых управленческих ошибок в министерстве само Министерство строительства и ЖКХ меняться, скорее всего, не будет. Около 2020 года, мы предполагаем, Министерству строительства и ЖКХ будет уделено самое пристальное внимание вновь – с оценкой результатов работы и целесообразности существования структуры.
Кристина Никитина, член совета директоров O2 Development:
– За последние два десятилетия структуры, ответственные за ЖКХ, менялись со средней периодичностью в 2-4 года. Прикажет ли долго жить вновь созданное министерство, пока неясно. С одной стороны, статус организации, отвечающей в нашей стране за строительную отрасль, повысился – теперь это федеральное ведомство. С другой, непонятно, как структурные изменения в правительстве помогут решить набившие оскомину проблемы. Минстрою нужно действовать, принимать непопулярные решения, на которые у предшественников не хватило полномочий, времени или желания. В противном случае Минстрой рискует повторить судьбу Госстроя.
Екатерина Рипачева, коммерческий директор ООО «Абсолют Строй Сервис»:
– Одна из главных задач ведомства – ведение реестра недобросовестных застройщиков. Кроме того, по словам чиновников, ведомство будет содействовать завершению строительства объектов и восстановлению прав граждан, обязательства перед которыми застройщиком не исполнены. Помимо этих есть и другие вопросы. Сколько сможет просуществовать новая структура – покажет время. Возможно, это будут пять лет, а может, и 20. Главное, чтобы все запланированные задачи были реализованы.
Анастасия Злыдникова, руководитель отдела юридического сопровождения ООО «КВС»:
– Министерство может рассчитывать на долголетие при двух условиях: если проблемы в ЖКХ не достигнут критической отметки, сопровождаясь массовым недовольством населения, и если руководство министерства не станет участником каких-то крупных коррупционных скандалов.
Александр Филиппов, директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге:
– Воссоздание Министерства строительства и ЖКХ является положительной новостью как для игроков рынка недвижимости, так и для конечных потребителей. Говорить об эффективности работы нового министерства можно будет только как минимум месяца через три после начала его деятельности, а пока мы можем лишь догадываться о тех нововведениях, которые будут приняты. Надеюсь, что новый орган сможет урегулировать все нерешенные вопросы и вывести строительную отрасль на новый уровень развития. Период существования нового министерства будет зависеть от эффективности его работы и от тех результатов, которые будут достигнуты.
Ян Фельдман, заместитель генерального директора по маркетингу компании Scavery:
– Сложно предсказать период существования нового министерства. Если глобальные задачи не будут решены (по разным причинам – от нехватки бюджетных средств, отсутствия нормативных актов для их реализации), через некоторый промежуток нас может ожидать новая реорганизация.
Дмитрий Борисенко, руководитель отдела маркетинга и продаж ЗАО «Группа Прайм»:
– Читая новости о возрождении Минстроя, на ум невольно приходит фраза из знаменитого рассказа Михаила Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном заводе»: «Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха».
Неважно, сколько просуществует Министерство строительства и ЖКХ. Главное, что оно реально сделает для этих отраслей.
Илья Пономарев, руководитель аппарата Национального объединения строителей:
– Появление Министерства строительства и ЖКХ является закономерным шагом по созданию целостной системы управления строительным комплексом страны, и неверно утверждать, будто новое ведомство появилось как бы невзначай и его существование носит временный характер. Взять хотя бы организационную сторону вопроса, когда сначала было принято решение о создании специализированного федерального агентства, затем его преобразование в самостоятельное министерство. Перед Михаилом Менем поставлены самые серьезные задачи, которые подразумевают выделение большого количества времени, бюджетных денег, федеральных ресурсов, то есть речь идет об осуществлении системной работы, а не о реализации разовых проектов. Со своей стороны, мы искренне надеемся, что национальные объединения, которые вот уже в течение четырех лет активно участвуют в обсуждении государственной политики в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, смогут оказать Минстрою всю возможную помощь в решении упомянутых задач.
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu:
– В наших условиях делать прогноз – неблагодарное занятие. Каждый чиновник имеет свое мнение, которое формируется в отрыве от других чиновников и мнения профессионального сообщества. Все зависит от кадровых перестановок: будет эта команда – будет и министерство, сменится команда – будут новые изменения.
Алексей Белоусов, координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу:
– Я оптимистично смотрю на создание Министерства строительства и ЖКХ России. Надеюсь, новая структура будет работать эффективно и просуществует достаточно долго для того, чтобы решить множество серьезных проблем, стоящих сегодня перед профессиональным сообществом. В рамках строительного направления министерству, на мой взгляд, в первую очередь нужно заняться вопросами технического регулирования отрасли. Также необходимо, чтобы программы, бюджетное финансирование которых пока осталось в ведении Минрегионразвития России, как можно быстрее перешли к вновь созданному ведомству и, конечно же, активно реализовывались.
Николай Маркин, член совета НОСТРОЙ, координатор по г. Москве:
– Хотелось бы верить, что вновь созданное министерство будет существовать долго и давать возможность строительной отрасли и сфере ЖКХ развиваться в правильном направлении. Я считаю, что новое ведомство может опереться на национальные объединения – строителей, проектировщиков, изыскателей, энергоаудиторов и т. д. Я очень рассчитываю, что это будет плодотворная совместная работа, направленная на то, чтобы дать возможность строительным организациям нормально исполнять свои обязанности – строить необходимое количество квадратных метров. Эффективная работа Министерства строительства и ЖКХ – это большой плюс для всей страны.
Антон Мороз, руководитель аппарата Национального объединения проектировщиков:
– Я считаю воссоздание Министерства строительства и ЖКХ РФ абсолютно правильным решением. Давно понятно, что оно должно существовать как отдельная структура и заниматься координированием всех процессов, связанных с градостроительной деятельностью. Надеюсь, что оно просуществует столько, сколько будет работать сам строительный сектор. Новое министерство в первую очередь должно взяться за решение двух болезненных проблем. Первая касается вопросов эксплуатации зданий, а вторая связана с корректировкой строительного законодательства, то есть взять на себя инициативы по внесению корректировок в законы и нормативно-техническую документацию. Помощь при решении этих вопросов могут оказать НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ и т. д. Со своей стороны, мы рассчитываем на министерство как на долгосрочного надежного партнера. Кроме этого, можно рассмотреть ситуацию, когда Министерство строительства и ЖКХ будет вовлечено в контроль над финансированием адресно-инвестиционных программ и борьбу с коррупцией.
Владимир Шахов, генеральный директор Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс»:
– Саморегулированию в строительстве в том виде как сейчас и вновь созданному министерству попросту не ужиться. Что-то одно в этом звене рано или поздно окажется лишним. Судя по тем высказываниям, которые публично допускают некоторые руководители СРО и национальных объединений в части стагнации саморегулирования, коммерциализации допуска на рынок и отсутствия эффективного контроля над деятельностью СРО со стороны государственных надзорных органов, печальная участь постигнет, скорее всего, саморегулирование. А вот этого допустить нельзя. Поэтому хотелось бы понять, кто и когда определит зоны разграничения этих двух институтов.
Сергей Петров, депутат Госдумы РФ, координатор НОСТРОЙ по СЗФО:
– Воссоздание министерства строительства и ЖКХ – шаг своевременный и нужный. Между тем нужно отметить, что между строительством и ЖКХ существует определенный конфликт. Строителям надо построить и сдать жилье, а ЖКХ – потом его эксплуатировать. Надо четко определить правила игры, чтобы этот конфликт устранить. Здесь налицо целый клубок взаимосвязанных проблем: безопасность, комфортная среда обитания, экономика и т. п. Строительство с учетом последующей эксплуатации – это новый шаг, и его еще предстоит сделать. Второй момент, который хотелось бы отметить: не надо бороться со снижением себестоимости, а достигать этого посредством увеличения объемов вводимого жилья. Думаю, что нам предстоит большая работа, важно, чтобы мы опирались на мнение профессионального сообщества.
Лев Каплан, директор Союза строительных компаний «Союзпетрострой»:
– Строительное сообщество систематически ставило вопрос о создании такого министерства. Меня смущает только одно: я несколько раз за последнее время слушал выступления министра строительства Михаила Меня, и он все время говорил только о ЖКХ. Мне бы хотелось, чтобы созданное министерство занималось в первую очередь строительной отраслью, в которой накопилось огромное количество проблем, и от которой в конечном счете зависит и решение многих проблем ЖКХ.
Будем надеяться, что долгожданное Министерство строительства и ЖКХ будет работать достаточно долго и эффективно.
Александр Орт, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Прежде всего, статус федерального ведомства в рамках Министерства строительства и ЖКХ чрезвычайно важен именно для этих направлений.
Хотелось бы надеяться, что именно в новом статусе министерством будет уделено больше внимания вопросам нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ.
Конечно же, функции государственного строительного надзора должны вернуться в министерство. Срок существования любого ведомства зависит от эффективной работы ведомства. Будут позитивные результаты – будет и срок.
Во всяком случае все строительное сообщество надеется на то, что это будет возрождение былого Госстроя с его прочными позициями и профессиональной командой.
Алексей Лебедев, генеральный директор ОАО «Региональное управление геодезии и кадастра»:
– Точно определить, какой период просуществует вновь созданное министерство, на данный момент невозможно. Это будет зависеть от ряда факторов: текущей экономической и политической ситуации в стране, задач и функций, возложенных на новое ведомство, и многих других.
С уверенностью можно сказать лишь о том, что создание подобного министерства своевременно и необходимо на текущем этапе развития строительной отрасли в нашей стране, ведь общая консолидированная ответственность на всех этапах жизни объекта капитального строительства, начиная с проекта и заканчивая технической эксплуатацией, – это залог качества выполняемых работ на каждом из них.
Говоря про нашу область, мы ждем от нового министерства, в случае если это будет входить в его компетенцию, законодательных инициатив в сфере регулирования государственного кадастрового учета. К примеру, на сегодняшний день в единой базе данных, в том числе о строительных объектах (Государственном кадастре недвижимости), не содержится такой информации, как конструкционные особенности зданий, материалы стен, инженерные сети и т. д. Мы считаем это упущением, так как именно эти знания были бы крайне полезны для организаций из сферы ЖКХ, обслуживающих данные объекты.
Анатолий Кузнецов, директор филиала САО «ГЕФЕСТ» в Санкт-Петербурге:
– Надеюсь, что Министерство строительства и ЖКХ останется надолго, пока не потребуется его усовершенствование. Очевидна необходимость создания единого регулятора, такая масштабная и значимая отрасль, как строительство, не может существовать без государственного надзора и нормотворчества. Как показала практика, решение вопросов нормотворчества, исполнительных функций должно быть у единого министерства, только в таком случае можно обеспечить скоординированность действий и достичь эффективности работы отрасли.
Дмитрий Трошенков, генеральный директор ООО «Главстрой-СПб»:
– Решение основных вопросов, связанных с развитием Санкт-Петербурга, лежит в зоне ответственности городского правительства. Поэтому строительные компании, работающие в Северной столице, в том числе и «Главстрой-СПб», стараются прежде всего налаживать отношения с городской администрацией, которая определяет градостроительную политику и реализует нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга. А диалог с федеральным министерством – это все-таки больше прерогатива города и общественных отраслевых объединений.
Илья Константинов, председатель совета директоров ЕСТП СРО:
– Проблем в строительстве накопилось действительно много. И одна из причин этого – отсутствие в последние годы в отрасли как единой системы решения вопросов, так и единого мнения, единого подхода к решению этих самых вопросов. Как следствие, проблемы не решались вообще. Яркий пример хаотичного развития дел в российском строительстве – пример Госстроя. Одно время этого ведомства не было вообще, затем в Госстрое случилась чехарда со сменой руководителей, затем то убирались, то добавлялись те или иные функции этой организации. В итоге вместо рабочей системы у нас были отдельные хаотические движения, зачастую сопряженные с решением локальных кризисных ситуаций.
Игорь Петров, генеральный директор корпорации «Матрикс»:
– Министерство просуществует ровно столько, сколько оно будет эффективно. Не случайно оно то появлялось, то исчезало. Многое в его работе будет зависеть от того, кто его будет возглавлять. В такой отрасли нужен сильный управленец и толковый бизнесмен, а не выходец из «номенклатуры».
Владимир Скигин, председатель совета директоров УК Satellit Development:
– По крайней мере де-юре это шаг в сторону уменьшения срока согласовательных процессов, то есть, по сути, инструмент борьбы с административными барьерами. Точно сказать, насколько от этого изменится ситуация де-факто, пока сложно. В зависимости от качественных улучшений и зависит «срок службы» этого министерства.
Ирина Мошнякова, руководитель отдела недвижимости и инвестиций Института проблем предпринимательства:
– Наиболее больным, социально напряженным и актуальным направлением в экономике остается жилищно-коммунальное хозяйство. И одной из приоритетных задач является его восстановление, в том числе путем построения эффективных моделей финансирования проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов ЖКХ.
Выстраивать и тем более реализовывать политику в сфере ЖКХ в отрыве от регулирования вопросов градостроительства, архитектуры и строительства невозможно.
В сложившейся ситуации представляется абсолютно закономерным возрождение Министерства строительства. В отличие от организации-предшественника (агентства), возрожденное министерство, объединившее столь важные взаимосвязанные направления под одной крышей, получит возможность обеспечить системный подход при подготовке нормативной базы в рамках выработки и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
Думаю, что «долголетие» министерства будет напрямую зависеть от эффективности решения поставленных перед ним задач.
Дмитрий Петров, генеральный директор ЗАО «Техника.Тепловидение.Медицина»:
– Хотелось бы, чтобы просуществовало как можно дольше и чтобы реально занималось проблемами строительной отрасли, а также решало их на пользу всему строительному сообществу и всем гражданам России.
Леонид Казинец, президент Национального объединения застройщиков жилья:
– Решение президента о создании специального министерства – давно назревшее, очень правильное и очень поддерживаемое строительным сообществом. Строительство, в том числе инфраструктурное, и жилищно-коммунальное хозяйство по объемам вовлеченных прямо и косвенно денег, людей является едва ли не самой крупной отраслью в Российской Федерации. На мой взгляд, отсутствие специального министерства не давало отрасли в полной мере развиваться. Мы надеемся, что эффективное министерство будет регулятором отрасли так долго, сколько в нашей стране собираются строить дома, строить объекты, инженерную инфраструктуру, объекты ЖКХ. А мы надеемся, что это будет всегда.
Юрий Кучеров, директор филиала ОАО «МЖБК» Подпорожский завод МЖБК:
– Решение власти о создании министерства говорит о ее заинтересованности в решении проблем строительного комплекса. Очень надеемся, что оно сможет реально решать задачи строителей. Насколько долго просуществует министерство, сказать достаточно сложно, думаю, все будет зависеть от делегированных задач, полномочий и общей ситуации в стране.
Мария Голубева, директор ООО «Донк»:
– Новое министерство будет держаться до тех пор, пока его деятельность будет отвечать тем целям, которые преследовал президент Владимир Путин, инициируя его создание. По нашим наблюдениям, основной упор при создании данной структуры делается на наведение порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ужесточение контроля над строительством олимпийских объектов. Поэтому мы опасаемся, что делами собственно строительной отрасли новая структура будет заниматься по остаточному принципу. Возможно, учитывая всю массу проблем ЖКХ, для их разрешения следовало бы выделить отдельную государственную структуру.
рубрика:
Опрос