Лизинг на спаде

Объем продаж грузовой техники в 2013 году сократился на 17%, вслед за ним буксует и рынок лизинга, который занимает до 40% в общем объеме продаж спецтехники. Эксперты связывают эту тенденцию с окончанием реализации национальных инфраструктурных проектов, замедлением темпов развития экономики и поздним началом сезона дорожных работ в Петербурге.

 

По данным агентства «Автостат», по итогам 2013 года продажи грузовой техники в России упали на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Продажи в сегменте грузовиков полной массой более пяти тонн составили 106 115 единиц за 2013 год. Аналогичный показатель в 2012 году составил 124 209 единиц. По данным Росстата, общая стоимость договоров финансового лизинга по направлению «машины и оборудование» в РФ в 2013 году сократилась на 3%: с 262,4 млрд рублей в 2012 году до 253,1 млрд в 2013 году. По словам исполнительного директора «Хино Моторс Сэйлс» Юрия Зорина, основной причиной падения является общее замедление темпов развития экономики. Кроме этого, на падение спроса повлиял утилизационный сбор, существующий в России с осени 2012 года. «На снижение спроса оказало влияние и окончание действия крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство спортивных объектов в Сочи, АТЭС, а строительство новых объектов к ЧМ-2018 еще не набрало ход», – говорит господин Зорин. Негативные тенденции отмечает и руководитель дивизиона Санкт-Петербург компании «Балтийский лизинг» Андрей Бугров: «На закупке техники в Петербурге сказался и традиционный срыв сроков проведения тендеров на проведение дорожных и строительных работ. В этом году только в мае-июне стали подводиться итоги объявленных конкурсов, а все знают, что «дорожный сезон» по срокам достаточно ограничен». По оценке господина Бугрова, в 2014 году рынок лизинга спецтехники в России не продемонстрирует существенного роста, поскольку также зависит от состояния строительной отрасли и экономики в целом. «Согласно данным 16-го ежегодного исследования рынка лизинга профессора В.Д. Газмана, по итогам 2013 года удельный вес сегмента «строительное оборудование и техника» составляет 6,8%. Для сравнения, в 2012 году удельный вес этого сегмента был равен 6%», – отмечают в «Балтийском лизинге».
Однако эксперты уверены, что именно лизинг сможет в перспективе ускорить рынок продаж спецтехники. «В условиях снижения темпов экономики для стимулирования сбыта и повышения конкурентоспособности многие автопроизводители используют различные финансовые инструменты для поддержания плановых уровней продаж. Наиболее популярной схемой в коммерческом сегменте является именно лизинг», – говорит господин Зорин. Среди преимуществ лизинга эксперт выделил отсутствие залога при оформлении договора лизинга, экономию на налогах, простоту оформления, меньший срок рассмотрения заявки и более длительные сроки финансирования. По словам Андрея Бугрова, доля лизинга в продажах строительной техники в значительной мере зависит от конкретного производителя и его сбытовой политики, но в среднем по некоторым видам техники доля лизинга может составлять 30-40%.
По данным рейтингового агентства «Экс­перт РА», в число крупнейших игроков на рынке лизинга вошли такие компании, как «ВЭБ-лизинг», «ТрансФин-М» (компания поднялась в 2013 году с 6-го место на 2-е), «Сбербанк лизинг» (ГК) (имеет наивысший рейтинг кредитоспособности – А++), «Европлан». С начала года наблюдается некоторое повышение стоимости лизинговых услуг, отмечает господин Бугров. Основным фактором, повлиявшим на это изменение, является повышение стоимости банковского финансирования. Что касается структуры предложения, то наибольший объем пришелся на экскаваторы (Komatsu, Hitachi, JCB, Hyundai, Hidromek), бульдозеры (Komatsu, Caterpillar, Shantui), заводы для производства асфальта и бетона (Liebherr, Speco), бурильные установки Vermeer, самоходные буровые установки DitchWitch, всевозможные погрузчики (JCB, Komatsu, Jungheinrich, Toyota, Still, Hidromek).
Как отметил Юрий Зорин, сегодня рынок коммерческого транспорта переживает не лучшие времена, объем реализации автомобилей будет снижаться вслед за стагнацией экономики, и представители финансового рынка вынуждены более глубоко анализировать своих потенциальных и текущих клиентов, чтобы предлагать им актуальный продукт. В связи с этим компании из первой десятки стараются укрупняться, забирая клиентов у более мелких конкурентов. «Сейчас покупатель стал разборчив и умеет считать свои деньги, и, как следствие, когда предложение на рынке лизинговых услуг превышает спрос, то это в конечном счете приведет к банкротству мелких лизинговых компаний или поглощению их более крупными игроками. Мы предполагаем, что такая тенденция сохранится в ближайшие пять лет», – добавил эксперт.

Мнение:

Олег Харитонов, генеральный директор ООО «Управление механизации «Эталон»:
– Если в нашей компании покупается несколько кранов одновременно, лизинг является основной схемой покупки. При каждой новой сделке с участием ООО «УМ «Эталон», нам поступает достаточное количество предложений от лизинговых компаний. Поэтому можно сказать, что предложение на рынке сегодня для нас превышает спрос.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Максим Шумов
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.