«Малоэтажка» сужается в размерах

Объемы малоэтажного загородного строительства для постоянного проживания год от года растут. Но с ростом объемов ввода наблюдается тенденция к уменьшению площадей малоэтажного жилья, предлагаемого на рынке.

 

За пять лет, прошедших после кризиса, площади наиболее востребованных на рынке домовладений показывают явную тенденцию к сокращению. В среднем, говорят аналитики, площадь загородных домов сократилась на 15-20%, наиболее интересны покупателям домовладения эконом-класса площадью 180-250 кв. м.
На рынке загородного жилищного строи­тельства представлено сейчас довольно много самых разных решений, в том числе многие участники рынка предлагают клиентам реализацию полностью индивидуальных проектов. Но если рассматривать массовые серии загородных домов, то в целом можно сказать, что на рынке сейчас доминируют проекты площадью от 100 до 250 кв. м. «Учитывая относительно невысокий уровень жизни, приоритеты покупателей на массовом рынке скорее ближе к нижней границе. Дополнительное давление оказывает локальный спад в экономике. Видимо, в краткосрочной перспективе качественных изменений здесь происходить не будет», – считает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Тенденция нескольких лет

Владимир Скигин, председатель совета директоров УК Satellit Development, считает, что наиболее востребованы двухэтажные коттеджи площадью около 100 кв. м. «В целом эта тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет», – говорит господин Скигин. Он отмечает, что на Западе, в регионах, где распространен формат постоянного проживания в загородном доме, «стандарт» обеспечения жильем на человека – от 40 кв. м.
Яна Романова, руководитель проекта «Успенские усадьбы», руководитель отдела земельных участков компании Paul’s Yard, резюмирует: «В целом можно утверждать, что требования к метражу становятся все более рациональными. Покупатель становится более разборчивым, большинство наших клиентов сейчас уже очень четко представляют себе, из чего складывается адекватная цена загородного дома – это довольно простая арифметика: стоимость земли, стоимость 1 кв. м дома с учетом отделки, наличие и состояние коммуникаций и безопасность дома. Соответственно, большое количество «пустых» метров из признака элитного жилья превращается чуть ли не в обузу».
Екатерина Бармашова, ведущий аналитик АН «Итака», согласна с коллегой: «Планирование пространства – вот что отличает нашу загородную недвижимость от западной. Там приняты более просторные балконы, санузлы, а в трехкомнатных и многокомнатных квартирах санузлов обязательно два, в отечественных проектах это скорее редкость, за исключением объектов бизнес-класса».
Елена Карасева, директор по маркетингу компании «ПетроСтиль», рассказывает: «Сейчас ситуация на рынке довольно сложная. В частности, из-за макроэкономической ситуации пополнение предложения будет происходить в основном за счет сегмента эконом и даже суперэконом. Это же касается и сегмента таунхаусов – налицо тенденция сокращения общего бюджета покупки и, как следствие, метража. Сейчас на рынке существует предложение от 30 кв. м. Такой продукт довольно сложно назвать таунхаусом. Это скорее двухуровневая квартира, но тем не менее на фоне сокращения платежеспособности клиентов востребованы и такие суперэкономные предложения».
Впрочем, Владимир Скигин считает, что период совсем уж мелких метражей на рынке загородного жилья пройден: «В формате таунхаусов 2-3 года назад наблюдался всплеск спроса в связи с выводом на рынок очень дешевого предложения, немногим превышающего по стоимости 1 млн рублей, но при этом с очень маленькой площадью секций (меньше 30 кв. м). В прошлом году стал очевиден кризис подобного формата, поэтому сейчас застройщики в этом сегменте реализовывают объекты с более крупными секциями».

Оптимистичный горизонт

Господин Клягин полагает, что в горизонте следующих 5-10 лет, по мере восстановления более высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния, спрос на жилье будет смещаться к верхней границе. «Одновременно повышение средних размеров площади сверх 200-250 кв. м вряд ли будет наблюдаться как широкое явление. Подобные площади в целом отвечают типичным запросам массового рынка даже при высоком уровне жизни. Такие средние показатели характерны и для развитых рынков. Например, средняя площадь типичного американского частного семейного дома (так называемого private one-family house или standard family house) составляет около 150 кв. м», – рассуждает господин Клягин.
Что касается планировок, то девелоперы при проектировании чаще ориентируются на функциональные планировки, распространенные в Европе и Америке, где загородный рынок уже нашел свой идеальный формат организации внутреннего пространства домов. «Наиболее востребованной является такая планировка: студия (кухня-гостиная) на первом этаже с отдельной столовой зоной. Небольшой – 18-25 кв. м – кабинет и комната для гостей, на первом этаже также обычно располагаются бойлерная с отдельным входом, гостевой санузел, постирочная. От гаражей часто отказываются, отдавая предпочтение навесам для автомобилей, так как гараж увеличивает общую площадь дома и его стоимость. Можно отметить моду на примыкающие к кухне террасы, на которых в теплое время года располагается столовая. Второй этаж – минимум две, чаще всего три спальни не очень большой площади с гардеробными (количество спален обусловлено количеством детей, ведь, как правило, за город переезжают семьи с одним и более ребенком либо с перспективой пополнения, и у каждого должна быть своя отдельная комната)», – рассказывает Дмитрий Котровский, управляю­щий партнер девелоперской компании «Химки Групп».

Мнение:

Дмитрий Котровский, управляющий партнер девело­перской компании «Химки Групп»:
– Одна из причин спроса на небольшие дома – загородные коттеджи перестали быть предметом роскоши, вторым домом, став для многих местом для постоянного проживания семьи. Вторая причина сокращения площадей – нежелание при покупке домовладения переплачивать за ненужные площади (холлы, большие эркеры, каминные залы, спортивные залы, гаражи на четыре машины, зимние сады и пр., наличие которых отличало планировки коттеджей, построенных в 1990-е годы и в начале нулевых).

рубрика: Жилье
автор: Денис Кожин
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.