Стандарт для хостела

С 1 января 2015 года начал действовать первый в России ГОСТ, регламентирующий требования к хостелам. До его утверждения юридического статуса они не имели в принципе. Эксперты считают, что единый стандарт качества поможет упорядочить сегмент рынка, который в последние годы привлекает все больше предпринимателей и клиентов.

 

Утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии стандарт дает определение понятиям «хостел» и «хостельер», регламентирует порядок проживания, устанавливает требования к безопасности и в целом структурирует взаимные права и обязанности гостей и хостельеров. Раньше документально эти моменты нигде оговорены не были, и каждый из участников рынка играл по собственным правилам, вследствие чего репутация хостелов часто страдала из-за низкопробных «ночлежек».

Портят имидж

«Национальный стандарт «Услуги средств размещения. Требования к хостелам» закрепил юридическое значение хостела с установлением требований к условиям и порядку осуществления его деятельности. Добросовестные предприниматели, желающие подтвердить качество своих услуг, стремятся соответствовать требованиям ГОСТа, проходя государственную сертификацию. Чего нельзя сказать про «ночлежки», которые портят имидж цивилизованных хостелов», – поясняет Яна Окунева, президент Межрегионального объединения развития индустрии хостелов.
В настоящее время на петербургском рынке услуг размещения работают более 250 хостелов, предлагающих временное проживание за скромные деньги. На различных сервисах бронирования можно найти варианты размещения от 300 рублей. По мнению экспертов, в Санкт-Петербурге конкуренция в этом сегменте рынка очень высока, что становится проблемой в нетуристическое время. «Хостел – это сезонный бизнес, поэтому нелегко работать в не сезон с такой дикой конкуренцией, многим приходится закрываться, но тут же открываются новые объекты. На каждые 30 закрывшихся хостелов в среднем приходится 20-30 открывшихся. Рост конкуренции побуждает многих хостельеров выделять свою целевую аудиторию и обустраи­вать хостел под нужды конкретных групп туристов», – считает госпожа Окунева.
По словам Татьяны Алексеевой, директора хостела «Окно в Европу», в целом хостелы в России лучше, чем за границей, и если предприниматель хочет добиться в этом бизнесе успеха, ему необходимо взять достаточно высокую планку. «Когда я планировала хостел, то понимала: он должен быть уютным, по-домашнему приятным, в центре города, но в тихом месте, в шаговой доступности от наших достопримечательностей. Где все чистое, новенькое, приятное и удобное для туриста, где есть все для проживания с комфортом, но за очень скромные деньги», – отмечает предприниматель.

На арендованных площадях

Затраты на этот бизнес, в который чаще всего вкладываются начинающие предприниматели, зависят от совокупности факторов, в числе которых стоимость аренды, объем номерного фонда, вложения в рекламу. Большая часть объектов – около 80% – расположена на арендованных площадях, и основные риски хостельеров связаны именно с договором аренды. По данным Межрегионального объединения развития индустрии хостелов, арендная ставка для хостелов в 2014 году в среднем составила от 600 до 800 рублей за 1 кв. м в месяц, предельный срок окупаемости хостелов в аренде составляет 2-3 года. Кроме того, владелец хостела дополнительно оплачивает коммунальные услуги, которые составляют 5-10 тыс. рублей в месяц. Типичная подходящая для этого бизнеса площадь – от 130 до 200 кв. м, но бывают и более крупные объекты, занимающие весь этаж здания или несколько этажей, – их площадь может превышать 400 кв. м.
«Следует понимать, что экономика во многом зависит от номерного фонда – чем больше номеров, тем, как правило, ниже удельные расходы и выше прибыль. В Санкт-Петербурге рассчитанный на размещение 25 человек хостел площадью 150 кв. м при арендной ставке 700 рублей за 1 кв. м формирует 2,6 млн рублей оборота в год без учета налогов. Средний показатель рентабельности составляет 39%. Если говорить о точке безубыточности, то для хостелов это среднегодовая загрузка в районе 57%. В высокий сезон – для Петербурга это лето – средняя загрузка составляет 84%. Для качественных предложений этот показатель близок к 100%», – уточняет Яна Окунева.
Владимир Васильев, президент Ассо­циа­­ции малых гостиниц Санкт-Петер­­­бурга, в ближайшее время прогнозирует увеличение спроса на дешевые средства размещения, к которым можно отнести хостелы. Он связывает это с тем, что в условиях экономического кризиса для многих людей ценовой вопрос станет первостепенным.

Мнение:

Владимир Васильев, президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:
– Сложная экономическая обстановка на гостиничный бизнес уже повлияла настолько, что мы размышляем сейчас о том, будет ли у нас вообще в 2015 году высокий сезон или мы останемся на уровне прозябания. Загрузка в гостиницах очень низкая, на уровне 50%, поэтому есть рекомендации удерживать цены, чтобы не отпугнуть людей, для которых в условиях кризиса отдых отходит на второй план. Любое развитие средств размещения перетягивает на себя клиентскую базу и переживается представителями бизнеса болезненно. Другое дело, что развитие хостелов, например, не ощущают на себе отели премиум-класса, поскольку здесь целевые аудитории практически не пересекаются. А на малый бизнес – гостиницы эконом-класса – развитие этого сегмента рынка влияет ощутимо.

рубрика: Правила игры
автор: Мария Бессарабова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.