Сезон спасает от кризиса
Загородные рестораны, несмотря на свою популярность, испытывают влияние кризиса. По словам экспертов, в выигрыше находятся сетевые объекты, а вот единичные проекты продолжают закрываться либо переформатироваться во что-то попроще.
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит, что загородные рестораны за период с мая по сентябрь делают 80-90% от объема годовой выручки. «Многие рестораны, например расположенные в южном направлении, также организованно кормят туристические группы, приток которых обусловлен наличием дворцов, парков и музеев в данной локации. Туристы способны обеспечить до 40-50% дохода в сезон. Все эти заведения расположены в отдельных зданиях и имеют свою небольшую парковку и летние террасы», – добавил собеседник.
По мнению Мераба Бен-Эл (Елашвили), президента ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», доходность загородных ресторанов обычно ниже на 20-30%, чем у заведений, распложенных в центре города. «Сезонность очень сильно влияет на загородные заведения – это ключевой фактор для них. Вне сезона выручка таких ресторанов может снижаться в два раза. Некоторую долю их заработка составляет организация банкетов, свадеб и корпоративов, однако в условиях экономического кризиса люди стараются жить в режиме экономии. Это не может служить источником регулярного дохода», – высказал свою точку зрения эксперт.
Ольга Аткачис, руководитель департамента стрит-ретейла компании Colliers Intarnational в Санкт-Петербурге, также говорит, что сезонность очень сильно влияет на количество посетителей в загородных ресторанах – пик посещаемости, естественно, приходится на летний период.
«Большого прироста подобных заведений в ближайшее время мы не ожидаем, так как они имеют достаточно высокий средний чек, а рестораны уровня «средний+» и выше на сегодня одними из первых ощутили влияние кризиса», – заключает эксперт.
По ее словам, наибольшие трудности с привлечением посетителей в настоящее время испытывают отдельно стоящие рестораны, которые ориентированы преимущественно на сезонное посещение, на местных жителей и некоторых своих постоянных посетителей. Ресторанам, являющимся частью инфраструктуры исторических (музейных, парковых, дворцовых) достопримечательностей, объектов загородного отдыха (санаториев, пансионатов, гостиниц), туристическо-деловых зон (как Дворец конгрессов в Стрельне) и т. д., приходится проще, так как у них помимо целевых посетителей есть дополнительный потребительский поток.
Мнение:
Мераб Бен-Эл (Елашвили), президент ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства»:
– Экономический кризис затронул все отрасли экономики. Не исключением стал и гостинично-ресторанный бизнес. В Петербурге и Ленинградской области больше всего пострадали рестораны table service, чей средний чек составляет 800-1200 рублей. Их посетители перешли в заведения с чеком пониже или вовсе в рестораны быстрого питания (quick service). Например, наши заведения на фуд-кортах в ТРЦ практически не ощутили оттока посетителей. В остальном наблюдается следующий процесс: точки не закрываются, а переформатируются, предлагая другую кухню, иной интерьер.