Замерзшая торговля
В первом полугодии 2015 года в Петербурге не было введено ни одного торгового центра. По итогам года же ожидается ввод менее 100 тыс. кв. м торговых площадей.
Первое полугодие 2015 года не принесло на рынок новых открытых торговых центров. Совокупная торговая площадь современных объектов в Петербурге, по данным ЗАО «БФА-Девелопмент», сохранилась на уровне 3,52 млн кв. м, большую часть которых занимают торговые центры (2,64 млн кв. м). Второе место занимают гипермаркеты (460 тыс. кв. м), на меньших площадях разместились DIY и мебельные центры (253 тыс. и 190 тыс. кв. м соответственно). Кроме того, объемы текущего строительства и будущего ввода качественных торговых площадей в перспективе 2015-2016 годов остаются самыми низкими за последние пять лет.
Пересмотр планов
«Будущее предложение представлено небольшим количеством проектов преимущественно окружного и районного уровня. Наиболее крупный проект, находящийся сейчас в стадии активного строительства, – ТРК «Охта Молл», анонсированный к вводу в 2016 году. Из интересных ближайших открытий во втором полугодии 2015 года – первый профессиональный аутлет в Петербурге Outlet Village Pulkovo, вторая очередь торгово-развлекательного комплекса «Питер Радуга» и торговый центр «Парнас». Таким образом, к вводу в 2015 году планируется порядка 74,3 тыс. кв. м торговых площадей», – говорит маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Екатерина Беляева.
По итогам первого полугодия произошло снижение розничного товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% в сопоставимых ценах, поэтому пока потребительский спрос отчасти стимулируется распродажами. Ротация арендаторов на основных магистралях в течение I квартала составила около 20%. Часть операторов, пользуясь возможностью арендовать помещение по сниженной цене, рассматривают открытие своих «флагманов» в центральной части города в ближайшем будущем.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, добавляет: «Пересмотр ретейлерами планов по развитию приводит к постепенному росту доли вакантных площадей в торговых центрах Петербурга. За II квартал 2015 года вакантность в качественных ТЦ выросла с 6,2 до 6,5% (в целом за полугодие на 0,5%). Основным источником этого увеличения является освобождение помещений fashion-ретейлерами, которые серьезно пересмотрели планы развития и оптимизируют существующую сеть».
Среди ушедших за прошлый квартал арендаторов торговых центров Петербурга больше половины площадей приходится на ретейлеров одежды, обуви и аксессуаров, тогда как среди новых магазинов доля этой категории меньше. В то же время продолжают развитие различные развлекательные форматы, и доля этого сегмента в структуре новых арендаторов II квартала выше, чем среди ушедших. Аналогично открытых магазинов подарков, игрушек, книг в минувшем квартале оказалось чуть больше, чем закрытых. При этом в целом за II квартал в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 30% больше арендаторов, чем появилось новых.
«По нашим прогнозам, к концу 2015 года доля вакантных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга вырастет до 7-7,5%», – полагает господин Фадеев.
Только вперед
Тем не менее эксперты считают, что останавливать строительство начатых проектов нельзя. Наташа Борец, директор отдела аренды SRV, уверена: «На определенном этапе девелопмента коммерческих объектов движение возможно только вперед. Строительство и ввод объектов надо осуществить вне зависимости (читайте – вопреки) существующей рыночной ситуации. Практически во всех случаях это ведет к снижению планируемой доходности проектов и значительному удлинению сроков их окупаемости, а в ряде случаев делает проекты коммерчески нерентабельными. Разумеется, в горизонте 2-3 лет ввод новых объектов значительно сократится. Со временем даже при отсутствии значительных позитивных изменений на рынке это приведет к некоторому росту спроса со стороны как арендаторов, так и потенциальных покупателей. Но это длительная перспектива, рассчитывать на нее готовы далеко не все девелоперы и инвесторы».
Мнение:
Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Дальнейшие планы по девелопменту торговых центров также пока остаются преимущественно на бумаге. В то же время на рынок выходят небольшие микрорайонные торговые комплексы площадью менее 10 тыс. кв. м.