Ирина Бабюк: «Строить Орловский тоннель было нецелесообразно в 2011 году, сейчас – тем более»

Глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк рассказала «Строительному Еженедельнику» о начале работы в режиме одного окна, преимуществах механизма ГЧП для бизнеса, а также о том, почему Орловский тоннель не может быть профинансирован из городского бюджета.

 

– Не так давно в ведение комитета перешло Управление инвестиций. Как реорганизуется структура комитета? Когда документы бизнес понесет в «одно окно»?
– Фронт-офис «единого окна» открылся 3 августа и с первого дня ведет активную работу по приему инвесторов. Так, за первый месяц работы в офис за консультацией обратились более 500 человек. Большая часть вопросов была связана с подачей заявлений о предоставлении земельного участка. Инвестиционные проекты, с которыми обращаются инвесторы, в большинстве своем касаются социальной инфраструктуры – это строительство объектов дошкольного образования, школ творчества, культурных учреждений, а также спортивных школ, ледовых арен и многофункциональных спортивных комплексов. Благодаря тому что управление перешло в ведение Комитета по инвестициям, инвестор может получить весь комплекс услуг в рамках инвестиционной деятельности в одном офисе, объединяющем все функции работы с проектами, от начальной консультации до сопровождения проекта и получения согласований во всех исполнительных органах государственной власти.

– Прокомментируйте, пожалуйста, дело о компенсации за разрыв конт­ракта на строительство Орловского тоннеля. Это стратегический просчет? Будет ли город более осторожно относиться к старту инвестпроектов?
– В настоящее время решение о выплате по расторгнутому контракту еще не принято. Решение третейского суда, нарушающее основополагающие принципы российского права, город оспаривает в арбитражном суде. Уже не раз говорилось о том, что проект строительства Орловского тоннеля является слишком затратным для города. Изначально проект оценивался в 50 млрд рублей, однако в процессе работы, учитывая дальнейшие разработки и исследования территории, сумма значительно увеличилась. В итоге администрацией города строительство тоннеля было признано нецелесообразным с учетом экономической ситуации в 2011 году, а в нынешних условиях – тем более. Бюджетная политика Петербурга все больше становится социально ориентированной, а средства на крупные инфраструктурные проекты, на наш взгляд, необходимо изыскивать не в городской казне, а в коммерческих структурах, предлагая бизнесу новые возможности по инвестированию. В этом плане наиболее перспективной формой реализации крупных проектов является государственно-частное партнерство, которое снижает нагрузку на городской бюджет при условии наличия в структуре проекта источника оплаты услуг, при этом позволяет вовлекать бизнес-структуры в развитие города.

– Насколько инвесторам сегодня интересна схема ГЧП? Каковы перспективы иных форм государственно-частного партнерства помимо концессии?
– Перспективные инвестиционные проекты города на основе ГЧП вызывают большой интерес со стороны как российских, так и зарубежных компаний. Во-первых, соглашение о ГЧП фиксирует права и обязанности сторон, что минимизирует риски и дает четкое понимание реализации проекта на долгосрочную перспективу. Во-вторых, в рамках соглашения о ГЧП город, как правило, обязуется выплачивать компенсации до уровня минимального гарантированного дохода в случае недостаточности денежных средств, генерируемых операционной деятельностью. В-третьих, форма такого партнерства стимулирует партнеров города применять собственные инновационные разработки в части повышения эффективности проекта и экономии ресурсов, тем самым обес­печивая дополнительный доход от операционной деятельности. Важным фактором является также и то, что Петербург как вторая сторона ГЧП-соглашения оказывает комплексную поддержку на всех стадиях реализации проекта. Что касается форм ГЧП, то при разработке каждого отдельного проекта выбирается наиболее эффективная форма с точки зрения распределения рисков, финансовых потоков и налоговых последствий. Стандартных моделей не существует, в рамках концессии также предполагается выработка индивидуальных решений с учетом характеристик проекта. Петербург сегодня по-прежнему остается лидером среди российских регионов по применению ГЧП. Положительный опыт крупных инфраструктурных проектов в дальнейшем планируется применить в развитии легкорельсового транспорта, а также в проектах в социальной сфере. Значимым проектом в сфере медицины станет создание и эксплуатация нового лечебно-реабилитационного корпуса городской больницы № 40 в Курортном районе города. Также до конца сентября планируется объявить конкурс по проекту реконструкции трамвайной линии в Красносельском районе города.

– В этом году статус стратегического инвестора снова получил конкретный имущественный подтекст. Какие льготы помимо целевого предоставления участков еще дает статус?
– Для стратегических проектов на период строительства предусмотрена возможность уменьшения ежегодной арендной платы за земельный участок в размере 1,5% от его кадастровой стоимости. Льготная арендная ставка также предоставляется при строительстве социальных объектов – детских садов и школ, физкультурно-спортивных сооружений, медицинских лабораторий и станций скорой помощи. Новый порядок предоставления объектов недвижимости сокращает сроки прохождения процедур по предоставле­нию объектов недвижимости из государственной собственности до 30 дней. Отмечу также, что в 2015 году снизился порог для получения статуса стратегического проекта с 3 до 1,5 млрд рублей совокупного объема инвестирования для проектов в сфере здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, науки и инновационной деятельности.

– Уже известны интересанты по проекту создания особой хозяйственной зоны на территории аэропорта Пулково-2?
– В настоящее время формируется пул инвесторов проекта – это российские и иностранные компании. Некоторые из них участвуют в предпроектных работах, включая создание архитектурной и правовой концепции. Думаю, в ближайшее время мы сможем обозначить партнеров города по этому проекту. На территории аэропорта Пулково-2 планируется создать зону с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности и специальным налоговым, таможенным и паспорт­но-визовым режимом, установленным в рамках полномочий Санкт-Петербурга. Основ­ными функциональными зонами площадки станут международный торгово-выставочный центр, научно-технологический комплекс, офисные площади, ресторанная и рекреационная зона, а также гостиницы. Проект будет реализован на территории площадью 9,7 га, в которую включены земельные участки со зданиями аэропорта Пулково-2, а также прилегающие участки с вспомогательными зданиями. Общая площадь центра составит около 230 тыс. кв. м.

– Расскажите о плане работ по строи­тельству пешеходного моста к чемпионату мира – 2018.
– Согласно сценариям транспортного обеспечения спортивных объектов города в дни проведения футбольных матчей основную нагрузку в районе стадиона на Крестовском острове на себя возьмут два объекта – станция метро «Ново­крестовская» и Яхтенный мост через Неву, пропускная способность которого составит 18 тыс. человек в час. Мы совместно с профильными комитетами разработали и утвердили «дорожную карту» мероприятий по строительству Яхтенного моста. Проектная документация подготовлена, получено положительное заключение экспертизы по технической части проекта и сметной документации. В соответствии с «дорожной картой» срок реализации проекта – май 2017 года. Проектная стоимость строительства – 2,4 млрд рублей. Инвестор выйдет на строи­тельную площадку до конца этого года.

рубрика: Интервью
автор: Максим Шумов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.