Рынок теплоизоляции охлаждается
Эксперты отмечают снижение потребления теплоизоляции, что напрямую влияет на объемы производства данных материалов. Темпы прироста этого сегмента строительной отрасли по итогам 2015 года могут оказаться самыми низкими за последние несколько лет. В новом сезоне эта тенденция усилится, отмечают эксперты.
По данным компании Paroc, по итогам 2014 года объем рынка теплоизоляции вырос на 7%, достигнув в совокупности 55,5 млн куб. м, в этом году можно ожидать лишь незначительный прирост.
Кризисное влияние
Эксперты отмечают, что в последние годы рост рынка теплоизоляционных материалов происходил достаточно динамично, на 8-16% в год, чему способствовал высокий темп жилищного и коммерческого строительства в России. Однако в этом году этот рост замедлился, что оказало существенное влияние на весь отечественный рынок строительных материалов и в частности теплоизоляции.
Виктория Цимбалова, начальник отдела развития бизнеса компании ROCKWOOL, пояснила, что с начала текущего года отмечается падение ВВП на 3,8%, серьезно снизилась строительная активность, с которой напрямую связано состояние рынка теплоизоляции. «Новые масштабные проекты на сегодняшний день практически отсутствуют. Крупные застройщики в основном продолжают возведение начатых объектов, при этом инвесторы замедляют темпы финансирования. Наблюдается падение в возведении зданий административной и коммерческой направленности. Это, несомненно, влияет на уровень потребления теплоизоляционных материалов», – прокомментировала эксперт. Однако, по ее словам, даже в текущей ситуации Северо-Западный регион является одним из основных потребителей теплоизоляции. По данным компании «Пеноплэкс», объем рынка теплоизоляции СЗФО по итогам 2014 года составил около 5 млн куб. м, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 10%.
Вата в приоритете
Согласно статистическим данным компании «Строительная информация», в структуре потребления теплоизоляционных материалов в России на данный момент около 50% приходится на каменную вату, стекловата занимает 29% рынка, экструдированный пенополистирол – 10%, вспененный пенополистирол 14%. В последние годы наиболее высокими темпами росли рынки каменной ваты и экструдированного пенополистирола, тогда как объемы потребления стеклянной ваты росли медленнее, а потребление вспененного пенополистирола в 2014 году снизилось на 5%, констатируют аналитики «Строительной информации».
Со своей стороны, Александр Онищенко, менеджер по маркетингу ООО «ТИМ», рассказал, что по многим направлениям сокращения спроса не заметно, например по экструдированному пенополистиролу спрос полностью перекрывает предложение. «Потребление снижается именно из-за неизбежного изменения строительного рынка. Если сравнить объемы строительства девять лет назад и сейчас, то разница колоссальная. Сейчас в основном строят жилые комплексы, производственные быстровозводимые здания, небольших объектов становится все меньше», – прокомментировал господин Онищенко.
Александр Онищенко отметил, что расстановка сил на петербургском рынке теплоизоляции уже давно определена и сильно не меняется даже с учетом сложностей в экономике. «Конкуренция довольно большая, и даже появляются новые игроки, однако они плохо приживаются на рынке теплоизоляции в Петербурге и Ленинградской области», – отметил он.
В том же составе
Большинство теплоизоляционных материалов, представленных на рынке, производится в Северо-Западном регионе, поскольку экономически невыгодно ввозить данный вид продукции из других регионов и тем более из-за рубежа – слишком высоки будут транспортные расходы.
Основные производители ватной теплоизоляции – компании ROCKWOOL, Isover, Ursa, Paroc. С запуском завода Paroc в России конкуренция на ватном рынке обострилась. Основные производители XPS (экструдированного пенополистирола) – компании «Пеноплэкс» и «ТехноНиколь». Производителей вспененного пенополистирола значительно больше, что объясняется простотой технологического процесса. Среди наиболее крупных – KNAUF.
Эксперты отмечают, что вряд ли стоит ожидать серьезных изменений на рынке теплоизоляции Петербурга и Ленинградской области в части состава игроков, так как в регионе представлены крупные компании. В частности, производственные комплексы на территории Ленинградской области имеют компания ROCKWOOL в Выборге (специализируется на решениях для тепло- и звукоизоляции из каменной ваты) и компания «Пеноплэкс» в Киришах (производит теплоизоляционные плиты из экструдированного пенополистирола). В Петербурге размещается производство компании «КНАУФ Пенопласт», которая производит теплоизоляцию на основе вспененного пенополистирола.
«Из-за уменьшения количества строящихся объектов на рынке теплоизоляции сильно обострилась конкуренция. Для производителей утеплителя это означает, что конкурировать в текущих реалиях смогут те, кто способен эффективно наладить свою работу и предоставить клиентам отличный материал и дополнительный сервис по оптимальной цене», – прокомментировала Виктория Цимбалова.
Александр Онищенко добавил, что в связи с нестабильным финансово-экономическим положением производители вынуждены сокращать цену на товар за счет потери прибыли торгующей сети, так как любые финансовые проблемы в первую очереди являются двигателем рыночного ценообразования, что бьет по торгующим организациям.
Мнение:
Виктория Цимбалова, начальник отдела развития бизнеса компании ROCKWOOL:
– Компания ROCKWOOL рассматривает несколько сценариев, которые в зависимости от ситуации на рынке корректируются и дополняются. При этом мы видим, что российский рынок обладает большим потенциалом, и верим в его будущее развитие. Ведь около 40% энергии приходится на отопление или охлаждение жилых зданий, и существенной экономии в этом вопросе можно достичь с помощью продуманных и надежных теплоизоляционных решений.