Специалисты Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) проводят масштабные археологические исследования в Севастополе в рамках проектируемого историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Они работают совместно с коллегами из Государственного Эрмитажа, музея «Херсонес Таврический», Института археологии Крыма РАН, СевГУ и НАО «Наследие Кубани» при поддержке Фонда «Моя история» и Минобороны России.
археологические раскопки
Археологические артефакты, найденные петербургскими учеными на раскопках в Севастополе, будут переданы в фонды Херсонесского музея-заповедника
Источник: Администрация Санкт-Петербурга
Все археологические артефакты, обнаруженные в ходе раскопок, уже взяты в работу реставраторами Государственного Эрмитажа и в дальнейшем будут переданы в фонды Херсонесского музея-заповедника.
«Институт истории материальной культуры РАН – один из ведущих мировых центров изучения археологических культур самых разных эпох. География исследований, которые проводят специалисты института, очень широка. На их счету немало выдающихся находок и открытий. Вместе с коллегами из Эрмитажа и ряда других музеев они недавно сделали еще одну уникальную находку на раскопках в Херсонесе. Петербургские специалисты обладают богатейшим опытом в деле сохранения и возрождения исторического наследия. Наша научная школа славится во всем мире», – отметил губернатор Александр Беглов.
В июне этого года в ходе раскопок в Херсонесе был обнаружен уникальный археологический комплекс римского времени, сочетающий в одной конструкции себе два разных по назначению сооружения. Верхняя часть строения была оформлена в виде экседры – ритуальной беседки, обычно устраиваемой в местах особого общественного или культового значения, а нижняя служила семейной усыпальницей одной из знатных фамилий Херсонеса. Учитывая необычность сооружения, было принято решение о сохранении его с последующим экспонированием на территории будущего историко-археологического парка.
В настоящее время начат демонтаж объекта методом неразрушающей разборки, на каждом этапе которого проводится комплекс необходимой графической и фотофиксации. После разбора экседры выяснилось, что нижняя часть сооружения представляет собой многокамерный склеп с двумя саркофагами, вырубленными из цельных блоков известняка. В перекрытии одного из саркофагов было использовано надгробие Касандры - дочери Антисфена, датируемое по шрифту рубежом эр.
После снятия перекрытия погребальных камер и саркофагов было установлено, что захоронения совершались как по обряду ингумации, так и кремации, причем в последнем случае остатки погребального костра вместе с прахом умерших были помещены в восемь свинцовых и одну бронзовую урны, установленные исключительно в центральном саркофаге. В остальных камерах и саркофаге были найдены костные остатки более десяти человек. Как одна из версий наличия в одном комплексе разных погребальных традиций – скорее половые, а не этнокультурные различия погребенных, что станет более ясным после антропологического исследования костных остатков.
Погребенных сопровождал инвентарь, состоявший из набора посуды для погребальной трапезы - кувшинов, мисок, сосудов для питья, а также глиняные светильники, стеклянные бальзамарии, мелкие предметы быта из цветных и благородных металлов, ювелирные украшения и элементы декора одежды, гагатовые и сердоликовые бусы. В урнах найдены золотые наглазники и нагубники – традиционные детали погребального обряда знатных граждан римского времени.