Издания

Официальная публикация

Казённый винный завод Министерства финансов («ЛИВИЗ») включён в реестр в качестве регионального памятника

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Казенный винный завод Министерства финансов» включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В состав объекта вошли: «Главный производственный корпус» (Синопская наб., 56-58, лит. Б, строение 1) и «Спиртохранилище» (Синопская наб., 56-58, литера Б, строение 5).

благоустройство благоустройство
Казённый винный завод Министерства финансов («ЛИВИЗ») включён в реестр в качестве регионального памятника
Источник: КГИОП СПб

Синопская набережная – левобережная набережная Невы от проспекта Обуховской Обороны до Смольного проспекта – была построена в первой половине XVIII века с основанием Александро-Невского монастыря (ныне – Александро-Невская лавра).

С 1799 года она именовалась Охтенской, в 1821 году – Невской. В XIX веке у набережной существовало иное название – Невско-Рождественская. В 1887 году она получила название Калашниковская (по Калашниковскому пивоваренному заводу). К 100-летию победы эскадры Российского флота в Синопской бухте во время Крымской войны (1853-1856) Калашниковская набережная была переименована в Синопскую.

В начале XIX века рассматриваемый участок был занят огородами.

В 1877 году на участке по проекту архитекторов Роберта Андреевича Гедике и Эммануила Густавовича Юргенса возведены здания солодовни, ледники и сараи. В 1896 году на месте старых винокурен было решено возвести Казённый винный склад. План предприятия был составлен архитектором Александром Васильевичем Ивановым.

Фасады Главного производственного корпуса и спиртохранилища решены в «кирпичном» стиле. Сохранились авторские особенности оформления: местоположение, габариты и конфигурация (с лучковым завершением) оконных проёмов, архитектурно-художественные детали фасадов.

Внешнему облику Главного производственного корпуса характерна строгость, простота, сдержанность декора, что отвечает утилитарной функции и потребностям фабричных зданий. При проектировании были учтены новые тенденции и опыт фабрично-заводского строительства конца XIX века: свободная планировка, позволяющая оптимально организовать внутреннее пространство, разработка ритмического построения фасада, большие площади остекления.

Здание спиртохранилища сохранило первоначальные объемно-планировочное, конструктивное и архитектурно-художественное решения.

Комплекс производственных зданий был построен во время экономических реформ Сергея Витте: продажа спирта, вина и водочных изделий осуществлялась государственными винными лавками по установленной цене. Запрещалась торговля в долг или под залог. В результате реформы «питейный доход» возрос с 297 млн рублей в 1894 году до 953 млн рублей в 1913 году.

На заводе было установлено современное ректификационное оборудование и паровые машины. Завод был электрифицирован одним из первых.

При складе функционировал угольный завод, на котором заготавливался древесный уголь для очистки спирта. В 1904 году во дворе склада была построена пробочная фабрика.

В годы Первой мировой войны, когда начал действовать запрет на производство водки, завод не работал.

В январе 1916 года часть помещений склада была передана Русско-Балтийскому вагонному заводу (РБВЗ), эвакуированному из Риги. На территорию винного склада был переведён автомобильный отдел. К концу 1916 года завод уже выпустил первые моторы.

После революции и прекращения действия сухого закона завод возобновил работу в 1923 году. С 1923 года он назывался водочный завод №1, а затем Ленинградский ликёроводочный завод.

К 1926 году территория завода была значительно расширена. Здесь располагался главный корпус завода, корпус очистки вина, цистерны для хранения спирта, ректификационная башня, кочегарка, здание электрической подстанции, здание конторы, мастерских и столовой, здание для хранения посуды, угольный завод, баня, ледник, прачечная, деревянные и бетонные навесы и другие строения.

До конца 1930-х годов техническое оснащение завода не претерпевало каких-либо существенных изменений: розлив водки производился на разливных столах при помощи ручных разливных и укупорочных машинок, все же остальные операции: осмолка бутылок, наклейка этикеток, бракераж, мойка посуды – производились вручную.

Через 10 лет завод был модернизирован. Механизированы все трудоёмкие погрузочно-разгрузочные операции, в цехах было установлено 16 ленточных транспортёров.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в «ЛИВИЗ» в основном работали дети сотрудников завода, они проживали здесь же на казарменном положении в неотапливаемых помещениях третьего этажа заводоуправления. Завод занимался очисткой спирта, производством витаминов и изготовлением дрожжей. В помещении экспериментального цеха изготавливали бутыли с горючей смесью.

За время блокады завод много раз подвергался обстрелам. 3 сентября 1942 года снаряд попал в цех ректификации, в спиртовой бак, ещё два снаряда упали около входа в спиртподвал.

В 1957-1961 годах на заводе был построен новый ликерный цех, согласно технологической схеме производства ликероводочных изделий все металлические трубы были заменены стеклопроводами.

С 1991 года завод становится арендным предприятием «Ливиз», с 1998 года – АО «Ливиз». С 2007 года производство выведено из центра Санкт‑Петербурга на вспомогательную площадку. В 2011 году «Ливиз» был признан банкротом, его имущество перешло в федеральную собственность.

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Казенный винный завод Министерства финансов» (государственный эксперт – Филипович М.И.), выполненной по заказу ООО «Архитектурное бюро «Студия 44».

автор: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
источник: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга

В Республике Башкортостан запущено движение по восточному выезду из Уфы

Заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин дал старт движению по восточному выезду из Уфы.

дорога дорога
В Республике Башкортостан запущено движение по восточному выезду из Уфы
Источник: ТК Правительство РФ

В его состав входит тоннельный участок протяжённостью 1,2 км, мостовой переход с эстакадой через реку Уфу длиной 2,7 км, а также 10 км скоростной автодороги с выездом на трассу М-5 «Урал».

«Восточный выезд из Уфы на федеральную трассу М-5 был одним из долгостроев. Его строительство началось ещё в 1992 году, но было приостановлено, и благодаря поддержке Президента, а также системной работе Правительства вместе с регионом этот многолетний долгострой удалось завершить. Для этого были направлены средства по нацпроекту “Безопасные качественные дороги„ и привлечены внебюджетные источники. Проект окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие всего региона и увеличит градостроительный потенциал Уфимской агломерации. К тому же он повысит инвестиционную привлекательность региона и внесёт вклад во внешнеэкономическую деятельность страны, потому что республика экспортирует большой объём продукции», – сказал Марат Хуснуллин.

Для синхронизации строительства восточного выезда в прошлом году на М-5 «Урал» были реконструированы и отремонтированы участки общей протяжённостью 32 км.

По словам главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, восточный выезд – это крупнейший за многие десятилетия инфраструктурный объект в Башкортостане.

«Его стоимость превышает 40 млрд рублей. Он включает сложные инженерные решения, которые мы смогли реализовать. Важно, что новая дорога существенно снизит нагрузку на действующую уличную сеть Уфы и повысит комфорт для жителей республики. Кроме того, восточный выезд придаст импульс возведению жилья в районе Зауфимья. Это позволит успешно решать задачи по увеличению объёмов строительства, которые стоят перед республикой», – отметил Радий Хабиров.

Также в торжественном открытии движения на объекте принял участие заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко.

«Хочу отметить профессионализм проектировщиков и строителей. Здесь, на 14 километрах, построены всевозможные искусственные сооружения. Это тоннельный и мостовой переходы, и эстакада, и автомобильная дорога. Это классика строительства. Спасибо огромное, уважаемые коллеги, за построенный и введённый в эксплуатацию объект. И наша с вами задача, как говорит наш Президент, – обеспечить доступную и комфортную среду каждому. Этот участок транспортной инфраструктуры как раз позволит развить экономику прилегающих территорий», – сообщил он.

источник: Пресс-служба Правительства РФ
автор: Пресс-служба Правительства РФ