Издания

Официальная публикация

Два корпуса углового здания на Невском проспекте и канале Грибоедова, где раньше располагались Милютинские ряды, признаны памятником регионального значения

Распоряжением КГИОП «Милютинские ряды (дома торгово-промышленного товарищества «Григорий Бененсон»)» (наб. кан. Грибоедова, 18-20, лит. А) включены в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

благоустройство благоустройство
Два корпуса углового здания на Невском проспекте и канале Грибоедова, где раньше располагались Милютинские ряды, признаны памятником регионального значения
Источник: КГИОП СПб

В состав объекта вошли «Корпус по Невскому проспекту» и «Корпус по каналу Грибоедова». Угловое здание, восстановленное в 1973-1974 годах, в границы территории объекта не включено.

Первым владельцем участка, занимавшего пространство от Невского проспекта до современной улицы Ломоносова, был придворный истопник Алексей Яковлевич Милютин.

Мода XVIII века требовала лент и парчи, армия – позументов и галунов. Алексей Яковлевич сумел получить привилегию на устройство фабрики по производству позументов и парчи в Санкт‑Петербурге. До открытия отечественного производства всё это покупалось в других странах за большие деньги. Фабрика Милютина была единственным производственным предприятием на Большой першпективной дороге (ныне – Невский проспект).

Вот как писал об Алексее Милютине в своих «Записках» князь Пётр Долгоруков: «При русском дворе вплоть до восшествия на престол Екатерины II было принято, чтобы каждый дворцовый служитель, входя в комнату, даже если он пришел со стаканом воды, целовал руку императрице. Но истопник, постоянно пребывавший возле печей, был слишком грязен, чтобы быть допущенным к августейшей руке; поэтому, если императрица к тому времени уже встала, он простирался на полу и целовал ее ногу, а затем проделывал то же самое с ногами Бирона. Этот истопник в 1740 году получил дворянство вместе с красноречивым гербом: три серебряные вьюшки, окаймляющие золотой шеврон на голубом поле. Его звали Алексей Милютин; один из его правнуков является ныне военным министром, а другой – государственным министром царства Польского» (Андрейчева В. Истопник его величества/Санкт‑Петербургские ведомости. 19 декабря 2014).

В 1736 году Милютин начал строительство длинного двухэтажного здания вдоль Невского проспекта (ранее – Невский проспект, 27, современный адрес – наб. кан. Грибоедова, 18-20), предположительно, по проекту архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Часть помещений на втором этаже дома была отведена под фабрику. На первом этаже было устроено четырнадцать лавок, которые назвали «Милютинскими». В лавках торговали свежими фруктами круглый год.

Милютинские ряды стали первым крупным торговым зданием в этой части города. Место было людное, фрукты пользовались спросом у служащих посольств, многие из которых находились на Невском проспекте. Часть помещений нового дома сдавалась внаём. Кроме фруктов продавались ягоды, варенья, сыры, икра, шипучие вина и дичь.

После смерти А.Я. Милютина петербургскую позументную фабрику и мызу на берегу Невы унаследовал его родственник Иван Васильевич Милютин. При нём дела фирмы пошатнулись: он залез в долги, и все имущество, включая дом на Невском, в 1781 году было выставлено на продажу.

С 1799 года дома Милютина перешли в собственность первостатейного купца, старосты стоявшей по соседству церкви Рождества Богородицы Силы Борисовича Глазунова. Позументная фабрика была закрыта, и здания стали использоваться только под торговые и жилые помещения.

Во время сооружения Казанского собора (1801-1811 годы) дом стал местом работы строительной комиссии. В 1806-1814 годах здесь жил строитель собора Андрей Никифорович Воронихин (этот корпус не сохранился).

В начале XIX века со стороны канала к угловому дому присоединили трёхэтажный корпус.

На рубеже XVIII-XIX веков торговля в Милютинских рядах была монополизирована шереметевскими крепостными крестьянами, которые таким образом зарабатывали свои капиталы и платили с них оброк хозяину – по 10 рублей в год. В основном специализацией Милютинских лавок была торговля фруктами, винами и другими деликатесами.

Милютины лавки всегда славились высоким качеством продаваемых товаров, но одновременно и дороговизной. Писатель-историк Иван Ильич Пушкарёв в своем «Описании Санкт‑Петербурга», относящимся к концу 1830-х годов, посвящает им целый абзац: «Кто не знает Милютиных лавок? Кто не покупал и не кушал Милютинской вишни, малины в январе и феврале месяцах, когда снег и иней покрывают еще наши сады? Было время, что в Милютины лавки стекались толпы охотников до лакомства, до устриц; что об Рождестве и Маслянице свозили сюда кучами детей, и с большою опасностию можно было тогда пробираться в тесноте экипажей на другую сторону проспекта. Но это время ныне миновалось, люди сделались бережливее и строже сами к себе; … Милютины лавки постепенно пустеют; разве что чиновник, возвращаясь из департамента домой к обеду с полученным им жалованьем, мимоходом зайдет в Милютины лавки взять десяток баргамотов (сорт груш. – А.И.) для детей и банку киевского варенья для жены, а постоянных посетителей уж нет» (Иванов А.А. Дома и люди. Из истории Петербургских особняков. М., 2007).

Посещал лавки и Александр Сергеевич Пушкин. В частности, «нумер девятый», где торговал петербургский купец Герасим Дмитриев. В делах опеки Пушкина сохранился неоплаченный счёт из этого «нумера», где видно, что Пушкины покупали там зелёный горошек, чернослив, лимоны, икру.

Николай Васильевич Гоголь упомянул Милютинские ряды в той части «Мёртвых душ», где автор повествует о капитане Копейкине: «Пройдёт ли мимо Милютинских лавок? Там из окна выглядывает в некотором роде сёмга эдакая. Вишенки по пять рублей штучка, арбуз – громадище, дилижанс эдакий, высунулся из окна и, так сказать, ищет дурака, который бы заплатил сто рублей» (Гоголь Н.В. «Мертвые души»).

В начале XIX века был построен корпус по набережной канала Грибоедова.

В 1820-х годах на месте Милютинских рядов был сооружён большой четырехэтажный доходный дом в формах позднего классицизма. Безордерный фасад делился на два яруса, третий этаж был выделен высокими окнами с наличниками и тремя балконами. Со стороны двора устроены многоярусные аркады-галереи. На первом этаже по Невскому проспекту помещались лавки. В здании находились издательская фирма и книжный магазин Глазуновых.

В 1869-1870 годах для новых хозяев некоторые переделки в домах произвёл архитектор Михаил Алексеевич Макаров.

В конце XIX века по заказу владелицы участка – потомственной почётной гражданки Прасковьи Тарасовны Лесниковой – оба здания были подвергнуты капитальному ремонту. В 1881 году был изменён фасад углового дома, в 1883 – фасад дома на Невском проспекте. Работы велись по проекту С.О. Шестакова.

Двор дома № 27 (старый адрес по Невскому проспекту) с 1895 года занимала одна из электростанций, освещавших Невский проспект. Две другие располагались на баржах на Мойке и Фонтанке, однако их мощности не хватало для равномерного освещения всего проспекта.

В 1913 году бывшую электростанцию приспособили под кинотеатр «Уран». В доме находился центральный склад резиновой мануфактуры «Макинтош», с 1908 года – контора банкирского дома «Кафталь, Гандельман и К». В 1910-х годах – правление транспортного и страхового общества.

Накануне революции 1917 года зданием владело торгово-промышленное товарищество «Григорий Бененсон», возглавлял которое купец 1-й гильдии, финансист, горнопромышленник и благотворитель Григорий Иосифович (Осипович) Бененсон, ранее купивший соседний дом № 20 по набережной Екатерининского канала (ныне – канал Грибоедова).

Часть первого этажа здания была отдана в аренду магазину по продаже роялей и пианино петербургской фирмы «Беккер». Второй и третий этажи занимали жилые квартиры. На фотографиях начала ХХ века видно, что всю центральную часть первого этажа Милютинских рядов занимала большая лавка купца Константина Романова.

Название Милютинские ряды сохраняли до 1920-х годов.

В 1920-1930-х годах в доме по Невскому проспекту работали Музыкальный трест и правление общества «Транспорт».

Во время Великой Отечественной войны угловой корпус сильно пострадал, часть его была разрушена взрывной волной. Здание восстановили одним из первых в 1944 году.

В 1965 году здесь открылся один из первых в Ленинграде пивных залов. По данным технического паспорта в 1971 году в здании проведён капитальный ремонт. При строительстве выхода станции метро к набережной канала Грибоедова угловой корпус пришлось частично разобрать. В 1973-1974 годах он был выстроен заново. Его фасад приблизили ко времени до перестройки 1880-х годов, а само здание было «приподнято» над выросшим с тех пор культурным слоем, то есть получило первоначальную высоту.

В настоящее время первые этажи здания занимают магазины, второй-четвёртый этажи дома сохранили жилую функцию.

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Дом П.Т. Лесникова» (государственный эксперт – Филипович М.И.), выполненной по заказу физического лица.

автор: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
источник: пресс-служба КГИОП Санкт-Петербурга
Поделиться:

Петербург выкупил здание на шоссе Революции для размещения центра «Место»

Петербург выкупил двухэтажное здание для размещения библиотечно-культурного центра «Место».

благоустройство благоустройство
Петербург выкупил здание на шоссе Революции для размещения центра «Место»
Источник: ТК Прес-сек Красногвардейского

Новое культурное пространство появится в Красногвардейском районе на шоссе Революции, 1, сообщили сегодня в пресс-службе районной администрации.

Площадь центра составит свыше 1100 квадратных метров: здесь будут работать лаборатория современных компетенций, школа гидов-экскурсоводов, выставочный зал и арт-кафе, добавят мультимедийный туннель с интерактивными панелями и автоматизированную систему получения и возврата книг.

«Напомним, в мае этого года в ходе рабочего объезда района губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов дал поручение выкупить здание на Шоссе Революции для создания пространства», – добавили в пресс-службе администрации.

источник: Петербургский дневник
автор: Петербургский дневник
Поделиться: