Поправки в закон Петербурга о градостроительной деятельности, меняющие схему согласования архитектурно-градостроительного облика капитальных зданий, вступит в силу 18 июня. Документ расширил перечень причин для отказа в согласовании в жилищном строительстве, необходимым согласование для нежилых объектов, а также усилил роль КГА, указывают эксперты практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов и Людмила Степанова.
Закон Санкт-Петербурга от 22.05.2019 № 263-60 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» и Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика в сфере жилищного строительства» опубликован 7 июня и вступает в силу через десять дней после публикации.
Отныне застройщики обязаны согласовывать архитектурно-градостроительный облик не только жилых зданий, но также нежилых. Однако юристы полагают: чтобы норма заработала, необходимо и дальше менять региональное законодательство. В частности, положение о КГА, который по факту имеет право согласовывать облик только жилых объектов.
Одновременно расширен перечень оснований для жилых объектов: теперь согласование архитектурного облика зависит от того, предусмотрено ли новое строительство проектом планировки территории.
Юристы подчеркивают: проверка соответствия проектной документации проекту планировки территории и проекту межевания территории (ППТиПМ) в рамках процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика вообще не связанные вещи – планировка никак не может соотноситься с внешним обликом здания.
Кроме того, появление этого пункта влечет за собой не предусмотренное законодательством перераспределение полномочий. Согласно Градкодексу, проверки, касающиеся градрегламентов, относятся к полномочиям Госстройнадзора. Новая редакция делит их между Госстройнадзором и КГА.
Застройщик может получить отказ, если документация по планировке не предусматривает характеристики планируемого развития участка, а только фиксирует фактическое использование участка на момент утверждения ППТ. По мнению экспертов, такой подход неверен, поскольку в соответствии с положениями Градкодекса обязательное утверждение документации по планировке требуется только в прямо предусмотренных ГрК РФ случаях (например, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд). В иных случаях отсутствие утвержденной документации по планировке территории / отсутствие в ней характеристик планируемого развития не должно быть препятствием для получения градостроительного плана участка, разрешения на строительство и, соответственно, решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика. Однако застройщикам необходимо учитывать риск иного подхода государственных органов и судов.
Стоит напомнить, что в 2017 году Верховный суд обязал КГА выдавать застройщикам градпланы до согласования облика зданий.