Пётр Буслов, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС, и Станислав Торбин, руководитель отдела маркетинга компании «Велеса», спорят о том, где комфортно жить - в квартире или загородном доме.
Пётр Буслов, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС:
– Спрос на строительство индивидуальных домов всегда был достаточно узким потому, что жить там готовы и могут далеко не все категории граждан.
Как правило, такой формат недвижимости привлекателен для обеспеченных людей. Построить качественный дом в хорошей локации недалеко от города – дорого. По минимальным расчетам, земля, строительство двухэтажного дома площадью 150–200 кв. м и подключение ко всем необходимым коммуникациям обойдутся не меньше 6–7 млн рублей. На внутреннюю отделку и меблировку придется потратить еще около 50% от этой суммы.
Необходимо учитывать, что расходы на содержание индивидуального дома превышают стоимость коммунальных услуг в городской квартире, как правило, в два-четыре раза.
К загородной жизни готовы люди, имеющие относительно свободный график работы, так как желающих дважды в день тратить несколько часов на дорогу немного. В связи с этим многие откладывают переезд в частный дом до пенсии.
Сильно привязывают к городу и дети, которым надо ходить в школу или детский сад, периодически посещать поликлиники, какие-то развивающие центры и другие учреждения. В любом случае даже самый инфраструктурно развитый поселок предлагает меньше возможностей для времяпрепровождения, чем город.
Для комфортного проживания за городом просто необходим личный автомобиль, ведь количество магазинов и других объектов коммерческой и социальной инфраструктуры в пешеходной доступности в лучшем случае снизится в разы, а в худшем – таковых попросту не останется. Общественный транспорт развит хорошо далеко не во всех пригородах. Да и поездки за продуктами первой необходимости на общественном транспорте выматывают. Впрочем, автомобиль – далеко не гарантия комфорта, ведь транспортные заторы – насущная проблема для многих локаций. Кроме того, машина сама по себе является источником дополнительных расходов.
Станислав Торбин, руководитель отдела маркетинга компании «Велеса»:
– Частный дом – мечта очень многих горожан, и я их понимаю. Чистый воздух, отсутствие шума, благоприятный климат… Неудивительно, что интерес к загородной жизни только растет.
Сегодня рынок предлагает решения практически на любой вкус и кошелек. В области экспонируются как готовые коттеджи эконом- или комфорт-класса, так и земельные участки без подряда для возведения дома своей мечты.
Привлекательность загородной недвижимости усиливается на фоне возрастающих цен на городские квартиры. Конечно, стоимость частного дома зависит от огромного количества факторов (размер объекта, локация, используемые строительные материалы, близость к городу, обеспеченность коммуникациями), однако квартиры почти всегда дороже. Причина в том, что дома, как правило, просторнее, а значит, и цена «квадрата» – ниже. Очень многие семьи предпочтут жить в просторном доме, а не ютиться в маленькой квартирке, даже если цена этих объектов одинакова.
Кто-то не решается переехать за город из-за транспортного вопроса. Конечно, человек, привыкший добираться до работы за полчаса, не готов переехать за город, чтобы терять на дорогу по два часа в одну сторону, но согласимся, таких счастливчиков немного. В среднем петербуржцы добираются до работы час. Если приобрести частный дом в локации, близкой именно к работе, то время пути может даже сократиться.
Примерно так же обстоит ситуация и с инфраструктурой. Конечно, в городе есть локации, обеспеченные и магазинами, и социальными объектами, однако большинство петербуржцев предпочитает закупаться в гипермаркетах не шаговой доступности. Кроме того, в области есть поселки не только с магазинами, но и со своими школами, детскими садами, физкультурно-оздоровительными объектами и многим другим, о чем горожане только мечтают.