Эрман Ылыджак: «Мы демонстрируем силу бренда иностранной компании в России»

Эрман Ылыджак: «Мы демонстрируем силу бренда иностранной компании в России»
31 объект – таков объем ввода в эксплуатацию в 2013 году у международного строительного холдинга Ronesans Holding. О достижениях уходящего года, перспективах в ближайшем будущем и особенностях работы иностранных компаний на российском рынке «Строительному Еженедельнику» рассказал глава холдинга Эрман Ылыджак.

– Каковы самые важные аспекты развития холдинга в нынешнем году?
– В этом году, как и в предыдущем, мы отмечаем значительные темпы роста и развития компании. На конец ноября наш портфель заказов составил 6,8 млрд USD – это более чем на 2,5 млрд USD превышает прошлогодние показатели. Но самое главное достижение для любой строительной компании – это, конечно, реализованные проекты. В нынешнем году мы сдали в эксплуатацию 31 объект общей стоимостью почти 1,5 млрд USD.
В первую очередь хотелось бы отметить промышленные объекты. Завершены работы в Волгоградской области на заводе «Себряковцемент» – одном из лидеров цементной отрасли страны. В результате проекта увеличена суточная производственная мощность завода до 3575 тонн. Мы также выполнили комплекс работ для старейшего в России цементного завода и экспортера – «Новоросцемента». Кстати, годом ранее там же, в Новороссийске, наша компания работала над расширением производственных мощностей Верхнебаканского цементного завода.
Отдельно хочется упомянуть о работе нашего нового подразделения Renaissance Heavy Industries. Образованное в 2012 году, сегодня это подразделение работает на объектах общей контрактной стоимостью 2 млрд USD. Среди них комплекс акриловой кислоты и акрилатов для компании «Газпром нефтехим Салават» в Башкортостане, самый мощный в России энергоэффективный агрегат аммиака «ФосАгро» в Череповце, завод по производству аммиака и карбамида в туркменском городе Мары, завод по производству ПВХ «РусВинил» в Нижнем Новгороде, завод газовых турбин для GE в Рыбинске. Renaissance Heavy Industries также принимает участие в строительстве комплекса глубокой переработки вакуумного газойля Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, цеха по производству серной кислоты на Туркменабадском химическом заводе, маслоэкстракционного завода Cargill в Волгоградской области. В нынешнем году успешно реализован проект строи­тельства одного из крупнейших в стране комплексов по выпуску полипропилена. Завод, расположенный в Тобольске, будет выпускать 500 тыс. тонн полипропилена в год. Мы очень довольны мощным стартом Renaissance Heavy Industries и надеемся, что тяжелая промышленность перерастет в основное направление деятельности нашей компании.
В уходящем году активно показало себя и инвестиционное подразделение компании – Renaissance Development. В конце ноября в Ярославле состоялось открытие торгово-развлекательного цент­ра межрегионального масштаба «Аура». Это собственный инвестиционный проект Renaissance Development, в который компания вложила более 190 млн USD. В Санкт-Петербурге сданы в эксплуатацию офисные здания Renaissance Pravda и Renaissance Premium. Кстати, бизнес-центр Renaissance Pravda отмечен международной премией в области недвижимости International Property Awards – 2013 как победитель сразу в трех номинациях: «Лучший офис» в России, «Лучший коммерческий проект реконструкции» в России и в Европе. Среди текущих проектов Renaissance Development – еще три бизнес-центра класса А в исторической зоне Петербурга.
Освещая нашу деятельность за пределами РФ, сообщу, что чуть более месяца назад в Туркменистане завершено строительство административных зданий для Министерства автомобильного транспорта, Министерства железнодорожного транспорта и промышленного комплекса. В Турции сданы в эксплуатацию несколько торговых комплексов, здания общественного назначения, четыре гидроэлектростанции в разных провинциях страны.
Стоит сказать несколько слов о начатых в этом году проектах. За полные 11 месяцев 2013 года у нас стартовало 32 новых проекта общей контрактной стоимостью более 4 млрд USD, и свыше 70% из них выполняются по договорам генподряда.
Для Санкт-Петербурга особую важность приобретает масштабный проект «Морской фасад», в который мы планируем инвестировать 1 млрд USD. В ходе его реализации будет построено более 670 тыс. кв. м жилых площадей.
Проектом региональной значимости для Ленинградской области является создание индустриального парка «Кола» на территории 124 га. Перво­начальные инвестиции в проект составят почти 70 млн USD, а в течение жизненного цикла строительства потребуется еще приблизительно 450 млн USD. В этом году мы запустили первые проекты в сфере здравоохранения в Турции по контрактам ГЧП, а также сделали важный шаг в сторону развития такого серьезного направления, как тоннелестроение. В июле Ronesans Holding закрыл сделку по приобретению швейцарской компании ALPINE Bau GmbH, участвующей в строительстве самого протяженного железнодорожного тоннеля в мире – Готардского базового тоннеля в Швейцарских Альпах. Эта сделка укрепит позиции нашего подразделения «Инфраструктура» и откроет новые возможности для компании на основных рынках присутствия, а также в Германии, Австрии и Швейцарии. Мы рассчитываем стать одним из ключевых игроков в области тоннелестроения.

Строжайше по букве закона

– А в чем, по вашему мнению, состоят особенности работы иностранной компании на строительном рынке Санкт-Петербурга и в России вообще?
– Контрольно-надзорные органы и широкая общественность традиционно проявляют повышенное внимание к работе иностранных компаний в России. Важнейшим условием эффективной работы зарубежной компании на российском рынке является строжайшее соблюдение законодательства. Конечно же, и отечественные компании обязаны следовать букве закона, но для иностранных игроков количество этих аспектов увеличивается. Речь идет в первую очередь о неукоснительном соблюдении миграционного и трудового законодательства. «Ренейссанс Констракшн» строит свой бизнес исходя из принципа полного соблюдения российского законодательства, что является одной из основ нашего успеха.

– Меняются ли со временем рыночные условия в Санкт-Петербурге и России в целом? Как это сказывается на деятельности холдинга?
– Изменчивость рынка – одна из его фундаментальных характеристик. Мы живем в постоянно меняющемся мире: меняются социально-экономические условия, политико-правовая среда, появляются новые научно-технические знания. Безусловно, эти и другие факторы не могут не оказывать воздействия на состояние рынка.
К примеру, экономический кризис, который начался в 2008 году в США, затронул экономики большинства стран мира, в том числе России. Наша компания как участник строительного рынка России оказалась под влиянием негативных условий этого кризиса. В результате произошло полное переосмысление основных принципов нашей деятельности и обновление кадрового состава. Можно сказать, что мы вышли из кризиса обновленными, и новый подход довольно быстро принес положительные результаты – значительное увеличение объемов работ и улучшение основных показателей деятельности.

– Каковы основные сложности, с которыми сталкиваются игроки строи­тельного рынка в Санкт-Петербурге? Что делают власти, а может быть, и сами строительные компании для их решения?
– На мой взгляд, к основным проблемам следует отнести недостаточное количество объектов, прежде всего дорожно-транспортной инфраструктуры и промышленности, а также невысокие темпы роста в этих секторах. Власть должна действовать более целенаправленно для решения задач в этих чрезвычайно важных для города сферах, поскольку от их усовершенствования во многом зависит интенсивность притока капитала и инвестиционная привлекательность Петербурга.

– Что вы расцениваете как конкурентные преимущества холдинга?
– К нашим главным конкурентным преимуществам относится сильный инженерный потенциал, обширный опыт, высокое качество услуг, самоотдача персонала и нацеленность на результат. Кроме того – и это важно – мы всегда стремимся предложить своим заказчикам условия для оптимизации затрат, достигая существенной экономии практически на каждом объекте. За 20 лет работы эти качества стали визитной карточкой Ronesans Holding.

Российские перспективы

– Какие направления деятельности холдинга вы рассматриваете как наиболее перспективные в России? От чего будет зависеть их развитие?
– Сегодня в качестве перспективных мы определяем такие направления, как высотное строительство, тяжелая промышленность и инфраструктура. Для развития двух последних направлений в нашей компании действуют специальные подразделения – Renaissance Heavy Industries и Infrastructure. Об их деятельности уже было сказано выше.
Остановлюсь чуть подробнее на высотном строительстве. В этой сфере доминантным для нашей компании российским проектом является башня «Эволюция» – 255-метровый спирале­образный небоскреб в составе Московского международного делового центра «Москва-Сити». Уже построены все 54 этажа здания, и сейчас ведутся работы по остеклению фасада, внутренним инженерным системам и внутренней отделке. Здесь же, на территории ММДЦ, мы начали реализацию собственного инвестиционного проекта, куда войдут два офисных здания высотой около 287 м и общей площадью 357 тыс. кв. м. Мы надеемся продолжить линию высотного строительства и на других российских объектах.

– Как вы оцениваете перспективы энергосберегающего и экологического проектирования в России? К чему будет стремиться холдинг после получения одним из построенных объектов коммерческой недвижимости золотого сертификата LEED?
– Как вы верно отметили, в этом году построенный нами бизнес-центр Renaissance Pravda в Санкт-Петербурге получил золотой сертификат LEED («Лидерство в энергосберегающем и экологическом проектировании») Американского совета по экологическому строительству. Для нас это важный результат, и мы гордимся тем, что наши здания становятся более энергоэффективными и экологичными.
Одной из наших задач является минимизация вредного воздействия на окружающую среду не только на этапе строительства, но и в период эксплуатации объекта. Благодаря этим усилиям мы не просто сохраняем природу, но и способствуем увеличению жизненного цикла объекта и сокращаем эксплуатационные расходы.
Сегодня мы готовы предложить заказчикам экологичные решения и выполнять проекты в рамках концепции устойчивого развития. Для этого мы обладаем всеми необходимыми технологиями и ресурсами. Однако хочу отметить, что наша готовность осуществлять проекты на качественно ином уровне, в соответствии с принципами экологического строительства, опережает ситуацию, которая сложилась к настоящему моменту в законодательстве по охране окружающей среды. Безусловно, для увеличения количества «зеленых» проектов российской законодательной базе требуется серьезная модернизация.

Нюансы отношений

– Каков ваш вклад в развитие российско-турецких отношений? И как менялся их характер в последние два-три года?
– Российско-турецкие отношения представляют собой активный диалог двух стран в разных областях и направлениях. Об этом говорит прежде всего важное место, которое занимают обе страны во внешнеторговом обороте друг друга.
Россия и Турция совместно реализуют некоторые проекты, среди которых наиболее заметными являются проекты в сфере энергетики: строительство первой турецкой АЭС «Аккую» и морского участка газопровода «Южный поток».
Если говорить о «Ренейссанс Констракшн», то мы гордимся тем, что своим положительным опытом можем показать пример другим турецким и зарубежным инвесторам, как в России создать одну из крупнейших компаний и успешно управлять ею. Мы демонстрируем не просто жизнеспособность иностранной компании в России, но ее конкурентоспособность, силу бренда, известность, престиж имени. «Ренейссанс Констракшн» знают не только в России, но и за рубежом: в списке Top 250 International Contractors (250 крупнейших международных строительных подрядчиков) по версии американского издания Engineering News Record в этом году мы заняли 64-е место (+17 позиций по сравнению с прошлогодним результатом), обогнав все участвовавшие в рейтинге турецкие компании.
Мы установили прочные, долговременные отношения с известными международными строительными и инжиниринговыми организациями, создали репутацию надежного партнера по бизнесу для зарубежных инвесторов и надеемся, что способствуем таким образом формированию благоприятного инвестиционного климата России.
«Ренейссанс Констракшн» реализует собственные инвестиционные проекты на территории России и достигает высоких показателей эффективности вложений. Кстати, проект индустриального парка «Кола» создается на основе опыта турецких индустриальных парков. В нем будут сформированы преимущественные условия для малого и среднего бизнеса. А резидентами индустриального парка будут в том числе и турецкие промышленники.
И конечно, нельзя не отметить непрерывающийся российско-турецкий культурный диалог, в котором наша компания занимает далеко не последнее место, поддерживая совместные проекты в этой области. Так, в конце ноября при нашей поддержке в рамках мероприятия «Ароматы турецкой кухни», организованного ЗакСом Санкт-Петербурга, Генеральным консульством Турецкой Республики в Санкт-Петербурге, муниципалитетом Стамбула и Российско-турецким культурным цент­ром в Санкт-Петербурге, в Мариинском дворце прошла краеведческо-культурологическая выставка «Турецкий марш».
Справка:

«Ренейссанс Констракшн» (Renaissance Construction) – ведущая компания международного холдинга Ronesans Holding. Основанная в Санкт-Петербурге в 1993 году, «Ренейссанс Констракшн» уже через несколько лет из небольшой строительно-ремонтной фирмы выросла до крупнейшей генподрядной организации России, а сегодня входит в мировой топ строительных компаний.
«Ренейссанс Констракшн» предлагает полный комплекс услуг в области проектирования и строительства торговых и бизнес-центров, гостиниц, многофункциональных комплексов, предприятий тяжелой, легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, жилых зданий, объектов энергетики, инфраструктуры и др. Представительства «Ренейссанс Констракшн» действуют на территории России, Турции, Туркменистана, Азербайджана, Беларуси, Ливии, Ирака, Катара, Габона, Австрии, Швейцарии и ряда других стран. Компания ведет планомерную деятельность по расширению рынков своего присутствия с одновременным укреплением своей позиции в новых отраслях, что позволяет поддерживать сбалансированный и диверсифицированный портфель заказов.
С момента основания «Ренейс­санс Констракшн» успешно реализовала более 500 проектов. Общая площадь возведенных объектов превышает 13,6 млн кв. м. Значительная часть объектов построена в России, и российский рынок руководство «Ренейссанс Констракшн» рассматривает как ключевой.
«Ренейссанс Констракшн» – один из наиболее крупных работодателей. Численность штатных работников компании в июле нынешнего года превышала 30 тыс. человек.
С 2006 года «Ренейссанс Констракшн» включается в список «225 крупнейших международных строительных подрядчиков» (Top 225 International Contractors) по версии американского издания Engineering News Record (ENR).

источник: АСН-инфо

Дмитрий Соболев: «Через 15 лет в Приморском районе будет жить миллион человек»

В 2013 году сразу несколько крупных девелоперов объявили о начале реализации проектов комплексного освоения на территории Приморского района. О том, чем грозит району столь серьезный всплеск жилищного строительства, «Строительному Еженедельнику» рассказал замглавы администрации Приморского района Дмитрий Соболев.

Дмитрий Соболев - замглавы администрации Приморского района

– Какие крупнейшие инвестиционные проекты реализуются на территории района?
– Прежде всего хотелось бы выделить инвестиционный проект по строительству БЦ «Астана» на пересечении ул. Савушкина и Планерной ул. Инициация этого проекта стала итогом взаимовыгодного сотрудничества правительства города и правительства Республики Казахстан. В результате будет возведен крупный комплекс представительского класса с торгово-офисными функциями площадью до 53 тыс. кв. м и высотой до 70 м. Завершить строительство планируется до конца 2017 года. Еще один интересный проект – строительство четырехэтажного ТРК «Голливуд» на месте снесенного кинотеатра «Русь» у станции метро «Пионерская». Важно, что в проекте предусмотрено строительство подземной автостоянки, поскольку у нас есть проб­лема с парковкой автомобилей у станции метро. Начало строительства ТРК запланировано на следующий год.

– Где находятся главные очаги жилищного строительства, и есть ли земельный резерв для наращивания его объемов?
– Главный задел для развития жилищ­ного строительства в районе – это земли бывшего совхоза «Пригородный». Вы знае­те, что частично они уже осваиваются. Например, в кварталах 75 и 78 ЗАО СК «Росстрой» ведет строительство жилого массива на территории в 67 га. Всего там будет введено более 700 тыс. кв. м жилья. Далее за ними строится холдинг RBI. У них объемы поменьше – около 180 тыс. кв. м. Совсем недавно на землях совхоза был заявлен еще один крупный проект – ООО «Простор» на участке в 102 га возведет около 788 тыс. кв. м жилья. Нужно отметить и проект компании «Ойкумена» на Парашютной ул., они уже получили проект планировки. По другую сторону Парашютной ул. на частных землях будет строиться жилой комплекс Группы ЛСР объемом более 418 тыс. кв. м жилья. Также Группа ЛСР построит шесть домов для сотрудников ФСБ на Яхтенной ул. А чуть севернее Шуваловского карьера «ЮИТ Санкт-Петербург» построит свой комп­лекс, в котором предусмотрено 600 тыс. кв. м жилья. Не будем забывать и зону Юнтолово – там «Главстрой-СПб» ведет строительство жилого массива, где будет проживать около 78 тыс. человек. На пересечении Коломяжского и Богатырского пр. ЗАО «Мегалит» планирует реализовать проект крупного жилого квартала на 380 тыс. кв. м. И это только самые крупные объекты. И если сложить все эти жилищные проекты, то получится, что уже через 8-10 лет в районе будет построено до 7 млн кв. м жилья. Но не будем забывать, что в перспективе все земли совхоза пойдут под застройку. Таким образом, к проживающим сегодня в районе 530 тыс. жителей через 10-15 лет прибавится еще столько же, и район станет районом-миллионником.

– А сможет ли инфраструктура района «переварить» такие объемы вводимого жилья?
– Мы понимаем, что ввод таких объемов жилья повлечет за собой целый ряд проб­лем. Это колоссальная нагрузка как на социальную, так и транспортную инфраструктуру. При этом по строительству улично-дорожной сети и социальных объектов есть отставание не только на районном, но на общегородском уровне. И для нас это самая больная тема.

– И все-таки есть ли у районной администрации задумки по рассредоточению будущих автопотоков в той же Северо-Приморской части или в районе Парашютной ул.?
– Что касается транспортных объектов, то мы прилагаем все усилия для того, чтобы дать возможность людям быстро и максимально безболезненно въезжать и выезжать из района. Так, например, в декабре будет завершено обустройство Парашютной ул. от ул. Новикова до КАД. Здесь завершено строительство подстанции, и в конце декабря освещение должно появиться на всем участке дороги. Сейчас ведется проектирование и строительство Суздальского пр., который отведет часть автопотока на север и северо-восток города. Кроме того, в районной администрации создали специальную рабочую группу с целью донести до КРТИ необходимость строительства дорог в районе. Сегодня надо дать возможность людям, проживаю­щим на западе района, быстро уходить на кольцевую автодорогу. Кроме того, на последнем совещании у и.о. председателя КРТИ Анатолия Мишанова вместе с проектировщиками мы говорили о том, что нужно пробивать Шуваловский пр. вдоль территории, где раньше должен был быть зоопарк, до жилых кварталов на ул. Оптиков и Туристской ул. Чтобы и эти люди транзитом через Шуваловский могли быстро уходить на КАД. Кроме того, мы настаиваем, что в сложившейся транспортной ситуации нужно снова вспомнить о позабытой 49-й магистрали и сделать ее пробивку до Суздальского пр. Нужно пробивать и 32-ю магистраль, нужно пробивать Южную дорогу. И делать нужно это с постоянной оглядкой на строящийся «Лахта-центр», который добавит транспортной напряженности в районе. Помимо этого, мы обсуждали с дирекцией ЗСД со­здание съездов и въездов на трассу в створе Шуваловского пр. Потому что дорога эта платная, и собственники заинтересованы, чтобы на трассу люди попадали без лишнего «нарезания кругов». И раньше, согласно Генплану, эти съезды были, но потерялись в процессе строительства.

– Насколько остро сейчас стоит проб­лема незаконного строительства на землях ИЖС? И состоится ли «показательный» снос дома на Горной ул., 22?
– Что касается объекта на Горной ул., то, напомню, решением Приморского районного суда от 10 июля 2013 году собственнику было рекомендовано снести сооружение. После чего госпожа Шлепкова обратилась в апелляционный суд. Очередное заседание назначено на 10 декабря. Если суд оставит в силе постановление районного суда, тогда в течение 10 дней решение вступает в законную силу, и объект нужно сносить. К сожалению, таких объектов в районе достаточно. При этом у властей нет цели снести всех и вся. Если у собственника есть возможность узаконить свое жилье, перевести его в правовое поле – власть не пойдет на крайние меры. Но и есть и настоящий криминал, например объект на ул. Сигалева, 10а. Инвестор, предлагая огромные скидки ветеранам, строил попросту «курятник» – под видом элитного дома возводился хлипкий барак из досок без всяких разрешений ГАСН. В этот же список недобросовестных застройщиков можно занести и компанию «Содружество», «Северо-Западная строительная компания», «Новые Коломяги» и др. Все эти организации, не имея разрешения на строительство в полном объеме документации, вели работы, продавали доли земельных участков и квартиры.

– Есть ли перспективы редевелопмента промзон на территории района? Та же промзона в Коломягах уже со всех сторон окружена жилыми кварталами.
– Сегодня о перебазировании задумывается руководство асфальтобетонного завода № 1, сейчас идет поиск потенциальной площадки. Отмечу, что на этом заводе производится каждая пятая тонна асфальта для городских нужд. Дело в том, что с востока, от пр. Энгельса, к заводу подбирается жилая застройка. ООО «Норманн-Север» планирует строительство элитного жилья площадью 48 тыс. кв. м. Оно вплотную подходит к заводу, а дым при приготовлении асфальтовой смеси будет мешать комфортной жизни граждан. Что касается промзоны в Коломягах, то мы понимаем, что эта территория обречена на редевелопмент. Многие компании уже давно стоят на пороге Фонда имущества, ожидая распродажи лотов в этой зоне, но пока что на последних совещаниях комиссии по внесению изменений в Генплан эту зону оставили промышленной.

Мартин Аартс: «У нас не бывает разногласий с инвесторами по поводу сохранения исторических зданий»

Мартин Аартс, начальник направления городского планирования в Министерстве жилищного строительства и городского планирования города Роттердама, в интервью корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» Лидии Горборуковой рассказал об особенностях реконструкции и реставрации исторических объектов Роттердама, а также о том, как городские власти работают в этом направлении с инвесторами.

Мартин Аартс - начальник направления городского планирования в Министерстве жилищного строительства и городского планирования города Роттердама

– Расскажите, каковы объемы реконструкции застройки в Роттердаме.
– До кризиса проводилась реконструкция 3 тыс. домов в год. После кризиса эта цифра упала до 1200. Сейчас в центре города реконструкции подвергается около 700 домов. Но мы надеемся, что в дальнейшем их число будет только расти.

– Существует ли в Роттер­даме план по реконструкции и реставрации исторических зданий в центре города?
– В Роттердаме как такового плана реконструкции нет. Но у нас есть разработанная карта исторических достопримечательностей города, где
обозначено, какой объект является памятником общегосударственного значения, а какой – муниципального и т. д. Карта, реестр являются неким приглашением для инвесторов, который может в любой момент подать заявку на реконструкцию исторического объекта и придание ему новой функции. В итоге инвестор получает возможность вкладывать средства в свой бизнес-проект, но как обременение он принимает на себя обязанность по реставрации здания.

– Как достигается гармония между сохранением исторической части здания и развитием у него новых функций?

– Понимаете, в Роттердаме городская власть заточена не на то, чтобы только сохранять и сохранять. Наши действия направлены на то, чтобы все исторические здания продолжали свою жизнь. Мы на­ходимся с ин­­весторами в постоянном диалоге. Мы не только диктуем инвестору, что в здании должна быть сохранена каждая дверная ручка, но мы в основном пытаемся оценить, а что нового даст конкретная бизнес-идея, которая будет реализована в этом проекте, нашему городу.
Что касается реставрации, то, конечно, мы заинтересованны в сохранении исторического облика фасадов. Для этого мы вырабатываем четкие правила работы по каждому проекту: что нужно сохранить, а что можно изменить. Самое главное – это оценка влияния функционала реконструированного здания на жизнь города. Если в результате дискуссии мы приходим к выводу, что этот проект, эта идея неинтересна для жителей, то мы ее отклоняем. Но разногласий на тему сохранения у нас не бывает.

– Из какого источника происходит финансирование капитального ремонта общего имущества жилых домов: за счет жителей, администрации города либо инвесторов?
– Все зависит от того, кому принадлежит этот дом. Если собственниками являются жильцы, то тогда они сами оплачивают содержание дома и его ремонт, в том числе и капитальный. Однако если речь идет о монументальной реконструкции какого-то здания, то тогда у жителей есть возможность получить некоторую субсидию от муниципальных властей. Но полностью правительство никогда такие проекты капитального ремонта не оплачивает. Некоторые здания принадлежат кооперативам, то есть находятся в коллективном владении. Тогда сам кооператив оплачивает капремонт. Кооперативы теоретически имеют право на получение субсидий, но я не припоминаю таких примеров. Если они есть, то очень редко. В последнее время среди состоятельных людей стало модным покупать старые портовые складские помещения, сохранившееся после бомбежек Роттердама, и переоборудовать их под жилье, естественно, за свой счет. Здесь муниципалитет оплачивает только создание и содержание так называемых общественных пространств – детских площадок, транспортных подъездов и т. д.