Коммерция потеснила квартиры
Первые этажи жилых комплексов застройщики сегодня, как правило, отдают под коммерческие помещения. Это обусловлено необходимостью размещения объектов соцкультбыта и вялым спросом на квартиры на первых этажах.
По оценкам Арсения Васильева, генерального директора ГК «УНИСТО Петросталь», в 90% новостроек первые этажи отданы под коммерческую функцию. «Таким образом, объем строящейся коммерческой недвижимости во встроенных помещениях новых проектов составляет не более 400 тыс. кв. м», – подсчитал господин Васильев.
Как правило, под коммерческие помещения отводится от 3 до 10% полезной площади жилого комплекса, отмечает Денис Бабаков, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». Основной пул предложения на рынке, по его словам, составляют помещения площадью от 100 до 500 кв. м.
Девелопер отводит первые этажи зданий под коммерческие помещения прежде всего с целью обеспечить будущих жильцов всей необходимой для жизни инфраструктурой. Наибольший объем «коммерции» проектируется в рамках КОТ.
Конфигурация и количество коммерческих помещений зависят от размера жилого комплекса и от его класса. «Небольшие элитные дома, как правило, не имеют «коммерции», крупный жилой комплекс премиум- и бизнес-класса чаще всего продает коммерческие помещения площадью около 150-200 кв. м. В сегменте эконом-жилья, в больших комплексах много «коммерции» небольшого формата. Такие помещения идеальны для открытия продуктового магазина «у дома», парикмахерской, зоомагазина, мини-пекарни и т. д.», – перечисляет Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге.
При проектировании помещений учитывается в первую очередь экономическая составляющая проекта. Сергей Цинбарев, специалист отдела маркетинга и продаж EKE Group, говорит, что часто застройщик проектирует большое количество помещений небольшого метража. «Такие помещения проще сдать в аренду ввиду высокой потребности в помещениях около 50 кв. м. Большая часть помещений строится со свободными планировками, это дает возможность покупателям оборудовать помещение под индивидуальный профиль», – отмечает эксперт.
Роман Евстратов, партнер «Rusland SP – Северо-Запад», добавляет, что конфигурация коммерческих помещений в новых ЖК также зависит от конструктивных и архитектурных особенностей проекта.
По словам Сергея Цинбарева, стоимость встроенных коммерческих площадей напрямую зависит от многих факторов: местоположение, стадия строительства, пешеходная проходимость, близость к метрополитену, стадия готовности, уровень жилого комплекса, репутация застройщика, практичность планировочных решений и пр. В среднем стоимость помещений составляет 90-130 тыс. рублей за 1 кв. м, говорит эксперт.
Елена Валуева, директор по маркетингу компании Mirland Development Corporation, поясняет, что чем меньше помещение, тем оно дороже. Так, 1 кв. м помещения большой площади в масс-маркете стоит в среднем от 80-90 тыс. рублей, в то время как стоимость коммерческого помещения поменьше в хорошей локации может достигать 200 тыс. рублей за 1 кв. м. Если говорить об аренде, то средние ставки за хорошее помещение начинаются от 2 тыс. рублей за 1 кв. м, добавляет Евгений Семенов, руководитель отдела продаж ООО «Коннолахтинский 55».