Издания

Официальная публикация

Смольный начал интенсивно изымать участки под ВСМ Москва — Петербург

железная дорога железная дорога
Смольный начал интенсивно изымать участки под ВСМ Москва — Петербург
Источник: Сергей Ермохин/Деловой Петербург
Уже к 15 апреля 2024 года в соответствии с президентским поручением должно быть заключено концессионное соглашение на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт–Петербург.
Концессионером станет ООО "ВСМ Две столицы". Его партнёрами со стороны государства выступят ПАО "Сбербанк", ОАО "РЖД" и правительства субъектов Федерации, через которые пройдёт скоростная линия.
Финансирование проекта регионами составит 221 млрд рублей. Основная часть этой суммы придётся на Москву (150 млрд рублей), ещё 30 млрд вложит Петербург. Московская область внесёт 20 млрд рублей, Ленинградская — 10 млрд рублей. Новгородская и Тверская области заплатят 6 млрд и 5 млрд рублей соответственно.
Помимо этого регионы компенсируют концессионеру недополученные средства при снижении пассажиропотока по ВСМ относительно расчётного значения, если отклонение окажется в пределах 5% от плана. При падении на 5–10% средства выплатит концедент в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), а при значении 10% и выше убытки поровну распределят между собой концедент и концессионер.
Из Фонда национального благосостояния в 2025 году на строительство магистрали выделят кредит 300 млрд рублей по ставке не выше 1% годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет. На поддержку операционной деятельности перевозчика после запуска ВСМ из федерального бюджета пойдёт 299,4 млрд рублей. Общая стоимость проекта, как ранее сообщалось, превысит 2 трлн рублей.
Строителей магистрали поддержат льготами. Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал закон об освобождении организаций от налога на имущество в отношении недвижимости, созданной в рамках концессии по строительству ВСМ и используемой при эксплуатации линии.
Кроме того, президент поручил обнулить НДС на работы и услуги по проектированию и строительству объектов ВСМ и на сами перевозки по магистрали.
В соответствии с президентским поручением проектная документация по всем участкам, которые в рамках своей инвестпрограммы строит ОАО "РЖД", должна пройти Главгосэкспертизу до 1 июля 2025 года. Это относится в том числе к строительству выходов магистрали из Москвы и Петербурга.
Как сообщили в комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга, документация по подготовке территории для размещения дополнительных путей под ВСМ на участке от Петербурга до станции Обухово–2 утверждена распоряжением Росжелдора в апреле 2022–го.
На выкуп земельных участков под строительство скоростной линии в 2024–2028 годах федеральный бюджет выделит капитальный грант на 28,5 млрд рублей. Причём, насколько можно судить по официальным документам, в практическую плоскость проект ВСМ перешёл ещё в 2021 году. Именно тогда Росжелдор начал выпускать распоряжения об изъятии земельных участков на маршруте будущей магистрали. В 2023 году процесс дошёл до Петербурга. Согласно опубликованным на данный момент документам, Росжелдор распорядился изъять в городе 29 земельных участков.
Так, за ТЦ "Галерея", в зоне строительства нового вокзала, решено отрезать небольшую часть от территории физкультурно–оздоровительного комплекса "Лиговский" на Лиговском пр., 50 (по данным "Яндекс.Карты", комплекс больше не работает, на его месте офис продаж торгового оборудования).
Также подвинуться придётся расположенным рядом "Современным печатным технологиям", принадлежащим бывшему владельцу оператора рекламы в петербургском метро "Метроном" Дмитрию Столову (ему принадлежит множество участков в окрестностях Лиговского пр.). Целиком отдать свой участок придётся владельцам советской пятиэтажки в Транспортном пер., 10, которая используется под паркинг и мотошколу. В других частях города Росжелдор хочет отрезать кусочки от Софийской овощебазы, автобусного парка "Питеравто" на пр. Славы, гаражных массивов на пр. Девятого Января и на пр. Славы.
Осенью 2023 года подключились и петербургские власти. Сначала они внесли ряд объектов ВСМ в генплан города, в частности — пассажирский терминал за "Галереей". Это как раз территория, которую изымает Росжелдор. Затем стали выходить постановления правительства Петербурга о предоставлении РЖД земельных участков на инвестиционных условиях. В общей сложности СМИ насчитали в открытом доступе 14 таких постановлений, касающихся совокупно порядка 4 га земли. Участки предоставляются в аренду по льготной ставке около 2 рублей в год за сотку. Условие договоров — завершить строительство объектов в течение 3 лет.
На данный момент в публичную плоскость уже вышел один конфликт, связанный с изъятием недвижимости под ВСМ. Жители Фарфоровского Поста написали обращение президенту с просьбой не выселять их из своих квартир. Ещё летом прошлого года администрация Фрунзенского района оповестила жителей четырёх домов около станции Фарфоровская о том, что их квартиры планирует изъять Росжелдор. Однако, судя по всему, соответствующие распоряжения ещё не выпущены. Во всяком случае на сайте Росжелдора обнаружить их не удалось.
ВСМ должна сократить время в пути между Москвой и Петербургом почти в 2 раза по сравнению с поездкой на "Сапсане" — с 4 часов до 2 часов 15 минут. Но, возможно, даже больше новую ж.–д. линию ждут Тверь и Великий Новгород, из которых до ближайших к ним городов федерального значения можно будет добраться менее чем за 40 минут.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев в ходе совещания с Владимиром Путиным подчёркивал, что города на маршруте ВСМ станут, по сути, агломерацией. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отмечал, что благодаря магистрали к 2035 году население столицы региона вырастет до 500 тыс. человек (сейчас — 223 тыс.). Магистраль должна помочь Великому Новгороду привлечь новых туристов и создать дополнительные рабочие места.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя прямо заявлял, что регион "с нетерпением ожидает" строительства линии.
Появление ВСМ действительно должно помочь регионам, но не само по себе. Магистраль проложат в отдельном коридоре, и таким образом освободится главный ход Октябрьской железной дороги, замечает президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. Это решит проблемы медленного движения грузовых составов по направлению и, самое главное, поспособствует возобновлению пригородных перевозок, практически свёрнутых в пользу "Сапсанов".
"Для высокой социальной мобильности населения как раз необходимы пригородные перевозки в переделах регионов и между ними. Сейчас, когда грузовое движение интенсивное и не везде сделаны развязки, это приводит к очередям на переездах и авариям. ВСМ помимо скоростного движения между Москвой и Петербургом должна дать и новую жизнь территориям на главном ходе Октябрьской железной дороги", — считает Александр Ходачек.
Но не все эксперты солидарны с этим мнением. По словам доцента кафедры таможенного администрирования и безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге Владимира Николаева, ВСМ практически никак не поспособствует развитию областных центров на её пути. Хотя и возможно, что в процессе строительства трассы повысится спрос на поставки материалов с песчаных карьеров у Великого Новгорода, а ближайшие бетонные заводы получат заказы.
Если рассматривать опыт стран, где развито скоростное сообщение, то нет никаких примеров положительного влияния таких магистралей на населённые пункты, через которые они проходят, говорит Владимир Николаев.
"Основная задача ВСМ — не развитие регионов, а соединение двух столиц. ВСМ прежде всего направлена на развитие бизнеса и туризма Петербурга и Москвы. Для их связи с Великим Новгородом и Тверью успешно курсируют “Ласточки”, охватывающие ближайшие посёлки. Цена билета там невысока. А если говорить о том, чтобы, например, жить в Санкт–Петербурге, а работать в Москве, то не думаю, что это возможно. Как из–за стоимости билетов, так и из–за времени на дорогу. То же самое касается Великого Новгорода и Твери", — поясняет специалист.
"Наши китайские коллеги проводили очень масштабное исследование по округу Динси. Выяснилось, что прямые и косвенные агломерационные эффекты почувствовали все населённые пункты, в которых появлялись остановки местной высокоскоростной ж.–д. магистрали. Потому что резко увеличивается привлекательность даже небольших городков и посёлков с точки зрения выстраивания единой инфраструктуры, в том числе жилищной и производственной, в рамках единой агломерации. Мы прекрасно понимаем, что эти населённые пункты становятся частью общей системы, в рамках которой растёт жилищная и рекреационная привлекательность, увеличивается туристический потенциал. Появляются возможности вовлечения дешёвых земель, привлекательных для инвестиционной застройки, в промышленный оборот. Эффекты будут носить системный характер. Плотность агломераций возрастёт, как и нагрузка на них. Воздействия окажутся позитивными, но возможны и определённого рода сложности, связанные с влиянием на экосистемы. Поэтому требуется детальная оценка проекта с учётом специфики тех исторических и природоохранных территорий, доступность которых резко повысится после появления ВСМ, в результате чего может вырасти и антропогенная нагрузка на них", - Елена Ткаченко, профессор факультета управления СПбГЭУ.
"Развитие населённых пунктов, через которые пройдёт ВСМ, может быть связано с несколькими вещами. Во–первых, с улучшением их связи с крупными городами, развитием взаимодействия между ними, повышением мобильности населения. Во–вторых, с модернизацией существующей инфраструктуры, возможно, возведением новой. В–третьих, строительство и последующая эксплуатация ВСМ создадут рабочие места для жителей этих населённых пунктов. Местные компании могут получить заказы на товары и услуги для ВСМ, вырастет туристический потенциал. Для реализации проекта необходимо его ритмичное финансирование. Скорее всего, называемая сегодня стоимость является первоначальной и к моменту завершения она вырастет. Поэтому важно, чтобы имелись необходимые средства и инвесторы были готовы к увеличению вложений. Препятствиями для проекта рискуют стать вопросы выделения землеотвода под магистраль и необходимую инфраструктуру. Некоторые собственники могут отказаться от продажи участков или запросить высокую цену за них. Неизвестно, с какими трудностями столкнутся строители ВСМ, какие грунты встретятся по трассе магистрали, как их потребуется укреплять, какие коммуникации расположены под землёй и т. д. Это лишь малая часть вопросов, которые могут возникнут при реализации проекта. Поэтому, скорее всего, не только вырастет его стоимость, но не исключено и увеличение сроков", - Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".
автор: Деловой Петербург
источник: Деловой Петербург
Поделиться:

В Москве здания завода «Борец» станут частью современного общественного пространства

Исторические здания бывшего компрессионного завода «Борец» станут частью современного общественного пространства. В настоящее время их передвигают на 100 метров. Этот процесс совмещают с подготовкой к дальнейшей реставрации и устройством инженерных систем. На завершающем этапе специалисты передвинули водонапорную башню весом 1700 тонн. Сейчас продолжается перемещение торцевых фасадных стен сборочного цеха и модельной мастерской.

Эти строения не обладают статусом объекта культурного наследия, но все равно сохраняются и будут интегрированы в новое общественное пространство.

Работы проводят совместно с архитектурными бюро и другими специализированными организациями под контролем Департамента культурного наследия города Москвы.

«Перенос исторических строений завода “Борец” в 2020 году стал настоящим событием. Тогда их переместили на место временного хранения. И вот теперь специалисты вышли на финишную прямую: постройки перемещают на постоянный фундамент для того, чтобы приступить к их реставрации. Ценные объекты станут частью нового общественного пространства», — отметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

В процессе перемещения водонапорной башни, фасадных стен сборочного цеха и модельной мастерской в 2020 году участвовали более 100 человек. Водонапорную башню укрепили металлическими поясами и отделили от фундамента, подняв на 3,5 метра. Затем под нее подвели пути перемещения, которые опирались на железобетонную плиту, и стали постепенно ее сдвигать с места, стараясь делать это строго по линии, без отклонений. Фасады сборочного цеха и модельной мастерской предварительно укрепили металлоконструкциями и разделили технологическими швами. Потом их снова соединят под контролем реставраторов.

Это стало возможным благодаря слаженной работе проектировщиков, строителей и реставраторов. Исторические здания станут точкой притяжения не только для жителей Бутырского района и Марьиной Рощи, но и для предпринимателей.

Работы по перемещению производственных корпусов завода «Борец» были удостоены специальной премии конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация — 2020».

История предприятия началась в конце XIX века, когда богатый фабрикант и содержатель чугунно-литейного завода в Москве Густав Лист основал Бутырский машиностроительный завод. Позже он стал акционерным обществом «Густав Лист». Во время Первой мировой войны отсюда поставлялись паровые и центробежные насосы военно-морскому ведомству, в том числе на известные броненосцы и дредноуты российского флота.

До 1917 года на заводе работали чугунно-литейный, механический, кузнечный и модельный цеха, которые выпускали паровые машины, насосы, компрессоры, центробежные насосы и паровые углеподъемные машины. Во время Великой Отечественной войны здесь отливали боеприпасы и производили компрессоры для нужд военно-морского флота.

В 1986 году на заводе «Борец» провели реконструкцию и модернизацию производства. В 2008-м предприятие закрылось, а помещения начали сдавать в аренду. Территория была передана под комплексную застройку.

проект проект
В Москве здания завода «Борец» станут частью современного общественного пространства
Источник: Проектное решение/официальный портал мэра Москвы
источник: Официальный сайт Мэра Москвы
автор: Официальный сайт Мэра Москвы
Поделиться: