Официальная публикация

№12 (893 )
29 октября 2019
Церетели Зураб Константинович
Изображение: https://ru.wikipedia.org

Церетели Зураб Константинович

Дата рождения:
04.01.1934
Место работы:
Российская академия художеств
Должность:
Президент Российской академии художеств
Биография:

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года - Тбилиси) в грузинской семье. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из нетитулованной ветви старинного грузинского рода Церетели. Мать — Тамара Семёновна Нижарадзе (1910—1991), также представительница княжеского рода. Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.

В 1958 году Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, и поступил на работу в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Грузии, Беларуси и Литве.

В 1988 году избран действительным членом (академиком) АХ СССР.

С 1997 года является Президентом Российской академии художеств.

В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.

Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона. В начале июня того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта». Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды

Церетели автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в следующих учреждениях:

Скульптурные композиции «Легенды Крыма» над входом в гостиницу «Ялта-Интурист», 1977
  • Курортный комплекс в Пицунде (1967),
  • Парк «Ривьера» в Сочи (1970),
  • Дворец профсоюзов в Тбилиси (1970),
  • Гостиница «Венец» (бассейн-мозаика «Морское дно») (1970, Ульяновск)
  • Ленинский мемориал в Ульяновске (1970; Государственная премия СССР 1970 года),
  • Курортный городок ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973; Ленинская премия 1976 года),
  • Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» в Ялте (1978)
  • Постоянная миссия СССР при ООН (1980, Нью-Йорк)
  • Гостиница «Спорт» (1980, Москва)
  • Торговое представительство Венгрии в СССР (1982, Москва)
  • Гостиничный комплекс «Измайлово» в Москве (1980; Государственная премия СССР 1982 года)
  • Здание МНТК «Микрохирургия глаза» (1983, Москва)
  • Новая сцена Большого театра в Москве (2002)
  • Станции Московского метрополитена Трубная и Парк Победы.

Скульптор

«Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания)
 
Монумент «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве
 
Памятник Зое Космодемьянской в Рузе, 2015 г.
 
Скульптурная композиция «Разбейте стену недоверия», Лондон, 1990 г.
 
Мемориальный комплекс «История Грузии», Тбилиси, 1985—2003

Среди наиболее известных скульптурных работ Церетели следует выделить:

  • монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783—1983) присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части — известный поэт Андрей Вознесенский);
  • монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;
  • монумент «Разрушить стену недоверия» (Лондон, Великобритания);
  • 6-метровый Памятник Петру Первому в Петербурге
  • бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);
  • скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания)
  • «Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико, 2016
  • Памятник Иоанну Павлу Второму. Франция.
  • Скульптурное оформление мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (1995; Государственная премия РФ 1996 года)
  • Монумент «Слеза скорби» (2006, Нью-Йорк) — дар американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.
  • Памятник Марине Цветаевой (2012, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция)
  • памятник Зое Космодемьянской (2013, Руза)
  • Памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции (2015, Ялта).
  • Скульптурная композиция «Воин-лыжник» в парке «Патриот» (2017).
  • Аллея правителей России (2017, Москва)
  • Памятник Пушкину (2017, Апатиты)
  • Скульптура А. С. Грибоедова в культурно-историческом комплексе "Двор кириллицы" (г. Плиска). Открыта в октябре 2018 года.
 Аганова Галина Рэмовна
Изображение: www.gov.spb.ru

Аганова Галина Рэмовна

Место работы:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга
Должность:
Заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Биография:

В 1986 году окончила Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности «Архитектура».

С 1993 года работает в КГИОП.

2012-2017  – заместитель председателя КГИОП – начальник Управления государственного учета объектов культурного наследия.

C 16.03.2017 – заместитель председателя КГИОП – начальник Управления организационного обеспечения, популяризации и государственного учета объектов культурного наследия.

Награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», Почетными грамотами Губернатора Санкт-Петербурга, Благодарностями Губернатора Санкт-Петербурга, Грамотой Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга.

В 2018 году удостоена звания «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» II степени.

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.