Это не кризис

Это не кризис
Изображение: Никита Крючков

Стратегия некоторых участников рынка на стартовом этапе строительства продавать жилье по ценам ниже себестоимости сегодня несет намного больше рисков для покупателя, чем прежде, утверждает Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС».

– Михаил Анатольевич, в начале нынешнего года вы прогнозировали паузу на рынке на несколько месяцев, после чего станет ясно, в каком направлении развиваются события. Ваши прогнозы оправдались? И пройдено ли уже пресловутое дно кризиса?

– Прогнозировать всегда непросто, и сейчас ситуация видится совсем неоднозначно. Все происходящее, возможно, лучше, чем ожидалось в начале года. С дру­гой стороны, ситуация в экономике напрямую зависит от политики, и мы по-преж­нему ждем, как будут разворачиваться события. Цены на нефть, санкции, заявления политических лидеров и ситуация в сопредельных государствах – все это влияет и будет влиять на ситуацию в нацио­нальной экономике вообще и на региональном строительном рынке в частности.

– Видите ли вы реальные перспективы старта новых инвестиционных проектов, в которых будет занято много участников регионального строительного рынка?

– Город с населением более 50 тыс. человек уже имеет такие перспективы практически при любых обстоятельствах. А мегаполис уровня Санкт-Петербурга – объект гарантированного интереса инвес­торов, причем для реализации проектов в разных сферах. Надо, правда, учитывать, что интерес будет более выраженным при наличии четкой инвестиционной стратегии, а особенно если строительство будет одним из приоритетных направлений для органов государственной власти, в том числе на федеральном уровне. Сегодня приоритет очевидно отдается оборонной промышленности и сельскому хозяйству. Строительство относится к числу тех отраслей, которые развиваются вне зависимости от наличия или отсутствия государственной поддержки благодаря наличию заказчиков и спросу на конечный продукт.

– Означает ли это, что строительный комплекс в поддержке государства не нуждается?

– Если развитие жилищного строительства станет для федеральной власти особо важным направлением, если правительство подаст такой сигнал, конечно, это стимулирует рынок. Понятно, что поддержка любой отрасли способствует развитию не только экономики, но и социальной сферы. Однако хотел бы подчерк­нуть, что создание одного рабочего места в строительстве влечет появление нескольких новых рабочих мест в смежных отраслях. Государственная поддержка, на мой взгляд, должна развиваться по двум направлениям: во-первых, требуются меры для стимулирования потребительского спроса (через реализацию государственных программ, дополнительное субсидирование ипотеки), во-вторых, необходимо дальнейшее уменьшение бюрократических препон для строителей – это будет способствовать появлению на рынке новых предложений.

Верным шагом, на мой взгляд, было создание института негосударственной экспертизы. А в остальном, несмотря на упрощение процедур, сроки согласования не сокращаются. Возможно, это происходит из-за разобщенности выдающих согласования структур.

– Как раз для централизации процессов согласования в Ленинградской области эти вопросы переведены на уровень субъекта РФ. Видите ли вы положительный эффект от нововведений?

– Единые правила и единый согласующий орган в Ленинградской области необходимы: при темпах жилищного строительства, которые наблюдаются в регионе в последние годы, только централизация процесса позволит органам власти его контролировать, а следовательно, и обес­печивать качество строительства. Мы как застройщики особой разницы, честно говоря, от изменения уровня, на котором происходит согласование, не почувствовали: все процедуры понятны и строго регламентированы законодательством.

– Насколько уверенно чувствуют себя, по вашей оценке, участники регионального строительного рынка?

– Было бы несправедливо утверждать, что рынок не испытывает более сильного, чем раньше, давления сдерживающих факторов. И если для одних компаний более жесткие условия ведения бизнеса становятся стимулом для поиска новых решений и выхода на новые рубежи, другие сталкиваются с ранее не существовавшими для них проблемами. Однако сейчас я не вижу новых явных кандидатов на уход с рынка.

С позиции потребителя насторожить должны слишком низкие цены. Сегодня стратегия застройщика продавать квад­ратные метры на начальном этапе строи­тельства себе в убыток в надежде на получение сверхприбыли в дальнейшем несет особые риски: доступ строительных компаний к кредитным средствам остается ограниченным, да и в нынешних условиях самое разумное – избегать роста кредитной нагрузки. Если говорить о жилье массового сегмента, то в Санкт-Петербурге себестоимость 1 кв. м начинается в районе 50 тыс. рублей.

– Вы не поддались лихорадке демпинга. А что с продажами?

– Это зависит от того, с чем сравнивать. Если с точки зрения декабрьских ожиданий на нынешний год – все хорошо. Если с точки зрения весны прошлого года – продажи стали меньше, но не катастрофично. С этим уровнем можно работать и зарабатывать. Более того, я убежден, что нынешние условия – это надолго. Это просто другие обороты, другая рентабельность и стратегия развития. И уже поэтому я избегаю определять происходящее на рынке как кризис. Любой кризис конечен, он предполагает симметричный сжатию «отскок» в сравнительно короткий период времени. И кроме того, кризис автоматически означает для большинства участников рынка понижение уровня рентабельности ниже допустимого. В нынешней ситуации этого не наблюдается. Надо просто перестать строить бизнес-планы исходя из резкого роста цен на нефть, улучшения макроэкономических показателей, всплеска обес­печенного покупательского спроса.

– Сложился традиционный перечень «точек роста» Санкт-Петербурга – развития города за счет интенсивного жилищного строительства. Появились ли, по вашему мнению, новые интересные территории для освоения за последний год?

– На расширение перечня территорий с потенциалом развития повлияло принятие поправок в Генеральный план Санкт-Петербурга. Бывшие земли «промки», переведенные под общественно-деловую либо жилищную застройку, как правило, позволяют создать и инженерную, и дорожную инфраструктуру без грандиозного финансирования и чрезмерных организационных усилий.

Если же говорить о комплексном освое­нии территорий в отдельных районах Санкт-Петербурга, то, хотя кажется, что город еще застраивать и застраивать, не так много участков соответствуют требованиям проектов КОТ. В этом смысле, конечно, остается еще потенциал и на севере, и на юге (в Приморском и Красносель­ском районах соответственно). Однако северные локации по-прежнему пользуются более активным спросом.

– А как изменились предпочтения покупателей?

– Сегодня, прежде чем сделать окончательный выбор, покупатели, как правило, рассматривают варианты не у одного застройщика, собирая максимум доступной информации об объектах. Так что заключению сделки предшествует действительно глубокий анализ. С другой стороны, и конкуренции на рынке новостроек стало явно больше.

Справка:

«ЦДС» – компания, которая занимается массовым жилищным строительством и для которой имеют значение объемы работ, соблюдение собственных принятых стандартов ведения бизнеса и обеспечение устойчивости качественных характеристик конечного продукта. «Наша цель – не какой-то один дом с замечательной архитектурой и «умными» системами создать, не здание мечты построить, а поступательно, из года в год предлагать рациональные и доступные многим решения жилищного вопроса», – говорит Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС».

автор: Татьяна Крамарева
источник: Строительный Еженедельник №667

Ставка на гражданское строительство

Ставка на гражданское строительство

Глава Республики Карелия Александр Худилайнен рассказал о разработке концепции федеральной целевой программы развития региона до 2020 года, предполагающей, в том числе,  рост жилищного строительства.

– Александр Петрович, как в социально-экономическом плане в настоя­щее и ближайшее время планируется развивать республику?

– Сегодня можно утверждать, что Карелия находится в центре внимания и поддержки руководства нашего государства. В 2013 году создана государственная комиссия по подготовке к юбилею под руководством секретаря Совбеза Николая Патрушева. Также ее членами являются руководители федеральных министерств и крупнейших компаний страны. Государственной комиссией поддержано предложение правительства Республики Карелия о подготовке федеральной целевой программы по развитию Республики Карелия.

В апреле прошлого года в Петро­заводске под председательством президента РФ Владимира Путина состоялось заседание Совета законодателей и совещание по проблемам моногородов России. В ходе этого визита глава государства подписал поручение о разработке концепции федеральной целевой программы развития Карелии до 2020 года. Именно в этот год республика будет отмечать 100-летие со дня своего образования. В конце прошлого года правительство Российской Федерации одобрило концепцию. В июне этого года она была полностью утверждена.

– Насколько данная целевая программа важна для республики?   

– Программа – это не только исторический шанс для республики в плане ее дальнейшего развития, это гарантия поступления в Карелию значительных финансовых средств. Прежде всего, это реальный пошаговый, просчитанный план экономического, инфраструктурного, инвестиционного выхода экономики Карелии на новый уровень развития.

Правительством республики как одним из разработчиков программы проделана огромная работа. Нами были приложены все усилия для принятия ФЦП, результатом ее реализации станет решение ряда проблем респуб­лики, копившихся годами. В первую очередь, создание новых предприятий позволит создать новые рабочие места. Отмечу, что в 2014 году в Карелии создано и модернизировано более 4 тыс. рабочих мест, из них почти 2900 относятся к категории высокопроизводительных.

– Каков бюджет программы?

– Общий предельный объем финансирования программы составляет 138 млрд рублей. Основной объем средств – 121,6 млрд рублей – предполагается получить из внебюджетных источников. Из федерального бюджета на реализацию программы предусматривается выделение 15 млрд рублей, еще 1,4 млрд – из консолидированного бюджета Карелии. Отмечу, что с крупными инвесторами мы изначально строили долгосрочные отношения. Нами уже заключено более 45 соглашений с организациями, проекты которых предложены к включению в состав федеральной целевой программы.

Кроме того, в настоящее время в регионе в работе находятся 134 инвестиционных проекта на разной стадии реализации: от проработки инвестиционной инициативы и подбора земельного участка до содействия в привлечении финансирования для инженерной подготовки промышленной площадки.

– Каковы темпы строительства жилья в республике?

– За первое полугодие на  территории республики введено в действие 90,8 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью кредитов построено 28,7 тыс. кв. м жилья. Отмечу, что в прошлом году таких жилых домов было построено на 10,4% больше, чем в 2013 году – 71,2 тыс. кв. м общей площади.

На сегодняшний день в республике застройщиками ведутся работы на земельных участках, выделенных для жилищного строительства, в Петрозаводске это, например, комплексное освоение в целях жилищного строительства земельного участка в районе пересечения Ка­рель­ского пр. и Комсомольского жилого района «Кукковка-3», на котором будет построено 1400 тыс. кв. м жилья. Также продолжается реализация крупного инвес­тиционного проекта по застройке жилого района «Древлянка-2» Петрозаводского городского округа, на долю которого в перспективе будет приходиться основная часть вводимого жилья. Активное строительство жилых домов идет в городе Костомукша.

Добавлю, что сейчас в республику пришли застройщики из других регионов. В частности, петербургская компания ведет реконструкцию территории бывшего Онежского тракторного завода: проект под названием «Петровская слобода» будет включать в себя три жилых комплекса «Александровский», «Речка» и «1703», развлекательный комплекс «Лаплан» и всю сопутствующую инфраструктуру.
В течение прошлого года и в первом полугодии текущего на территории республики продолжилась реализация поручений, содержащихся в «майском» указе президента РФ, направленном на улучшение жилищных условий граждан.

В частности, достижение целевых показателей осуществляется в рамках утвержденных республиканских программ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» на 2014-2020 годы, «Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия» на 2015-2020 годы.

В рамках долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы государственная поддержка гражданам в улучшении жилищных условий оказывается посредством компенсации части процентной ставки за пользование ипотечным жилищным кредитом в размере 5% годовых в течение пяти лет. В настоящее время данная подпрограмма действует для граждан, включенных в число ее участников до мая 2014 года.

Также отмечу, что в республике началась реализация программы «Жилье для российской семьи». На сегодняшний день она является одним из инструментов по стимулированию строительства жилья экономического класса, снижению стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами.

Все перечисленные программы – это большой объем работы, и, главное, для их реализации необходим в том числе ввод большого количества жилья.

– Карелия славится деревянным домостроением. Поддерживается ли этот строительный бренд властями республики?

– Безусловно. Дерево – доступный, возобновляемый, экологичный, местный и дешевый строительный материал. По материалам стен в целом по введенному жилью в Республике Карелия деревянные дома составляют 20-24% (ежегодно 35-40 тыс. кв. м) При этом деревянное домостроение составляет основной объем вводимого индивидуального жилья (порядка 70%).

– За счет каких факторов выросли объемы жилого строительства?

– Карелия становится привлекательным регионом для инвесторов. За последний год положительную динамику обрели миграционные процессы. По итогам прошлого года отмечен рост внутренней миграции: если в 2013 году в республику прибыло менее 3000 человек, то в 2014 году количество прибывших в республику граждан РФ увеличилось на 728 человек.

В первую очередь, темпы строительства увеличились за счет активного внедрения целевых программ. Можно сказать, что Карелия делает ставку на развитие гражданского строительства. Этому направлению мы будем уделять наибольшее внимание и в дальнейшем.

– Сотрудничает ли регион с НОСТРОЙ и как?

– Да, Национальное объединение строителей хорошо известно в респуб­лике. В частности, с этой организацией сотрудничает некоммерческое партнерство «Объединение строителей Карелии». Организации активно вместе работают, взаимодействуют друг с другом. В ОСК большое количество документов разработано на основе типовых в НОСТРОЙ. Знаю, что в адрес карельской СРО и организаций, входящих в состав партнерства, приходят приглашения на участие в семинарах, программах обучения, выставках, форумах, организуемых НОСТРОЙ. Само Национальное объединение строителей в рамках программы поддержки субъектов малого предпринимательства в подготовке кадров уже несколько лет подряд бесплатно проводит обучение специалистов организаций – членов партнерства. Для проведения этого обучения привлекаются местные учебные заведения.

автор: Максим Еланский

Документация задерживает стройку

Документация задерживает стройку

Генеральный директор ООО «СтройИнвестКомплект» (ООО «СТИК») Сергей Григорьев рассказал о причинах обострившихся отношений с Комитетом по строительству Петербурга.

– Сергей Юрьевич, несколько дней назад председатель Комитета по строительству Михаил Демиденко заявил о возможном расторжении контрактов с вашей компанией по возведению социально важных объектов из-за срыва сроков завершения работ. Поясните, пожалуйста: в чем причина нелестных высказываний главы комстроя?

– Причина достаточно простая. Насту­пает время отчетности, в том числе и со стороны заказчика перед вышестоящими структурами. Срыв сроков – это серьезная проблема, и заказчик, как мы видим, пошел наиболее простым путем – возложил всю ответственность на исполнителей. Отмечу, что сейчас вопрос о срыве сроков завершения работ многих городских объектов, на которых работали и другие подрядчики, встал очень остро.

– Насколько я понимаю, вы не согласны с точкой зрения Комитета касательно ответственности подрядчиков за отставание от графика по вводу объектов?

– Это действительно так. Просрочки по госконтрактам начались не сейчас, а когда после заключения контрактов заказчиком не была предоставлена исходно-разрешительная и правоустанавливающая документация. Получение всей этой массы документов при действующем законодательстве занимает время, вполне сопоставимое со временем, фактически затрачиваемым на выполнение собственно строительных работ. Очень важно отметить, что это время не учитывается при планировании срока ввода объекта.

– Вы можете привести конкретные примеры объектов, задержка ввода которых происходит по названной вами причине?

– Разумеется, без конкретики все наши размышления – лишь пустой звук. В частности, могу отметить, как выполнялись работы по строительству корпуса стоматологической поликлиники на 4-й Крас­но­армейской ул. – именно этот объект подверг критике Михаил Демиденко. Госконтракт на строительство медучреждения был заключен в 2013 году. В соответствии с ним госзаказчик обязан был передать подрядчику в срок до начала исполнения работ утвержденную и согласованную в установленном порядке техническую (проектную и сметную) документацию, градостроительный план земельного участка.

Подрядчиком работ по данному контракту было ООО «Спецэлектромонтаж», наша компания выступила в качестве субгенподрядчика. Организация неоднократно обращалась с вопросом о выдаче недостающей проектной документации, однако еще до июля 2015 года техническая документация не была передана в полном объеме. «Спецэлектромонтаж» с 2013 года неоднократно запрашивал недостающую документацию и уведомлял Комитет по строительству, что производство работ невозможно, и ввод объекта по причине ее отсутствия в установленные контрактом сроки не состоится. Тем не менее, корпус практически построен.

Добавлю, что Комитет по строительству до сегодняшнего дня не провел конкурс на поставку медицинского оборудования для этого корпуса поликлиники, и даже при своевременной сдаче объекта в части строительно-монтажных работ разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть получено.

– Схожая ситуация и с другими объектами?

– Да, аналогичная. Разрешение на строительство противотуберкулезного санатория «Жемчужина» в поселке Ушково было выдано только в феврале 2014 года, а сам контракт был заключен в сентябре 2013-го. Подрядчик неоднократно запрашивал недостающие документы и информировал Комитет по строительству о невозможности приступить к строительным работам!
Еще один пример – детский сад на 200 мест в квартале Ульянка. Контракт был заключен также в сентябре 2013 года, завершение строительства предусмотрено 1 декабря 2015 года. При этом разрешение на строительство получено лишь в середине ноября 2013 года, ордер ГАТИ – 30 декабря того же года. Также отсутствовали согласованные проекты на вынос сетей из-под пятна застройки, технические условия на временное электроснабжение на период строительства, объект находится в уплотненной внутриквартальной застройке. Тем не менее, на данный момент строительная готовность здания более 80%, подведены сети НВК, ТС, электрические сети, внутри здания ведутся отделочные работы.

– То есть вы хотите сказать, что срыв сроков вызван тем, что свои обязательства, предусмотренные государственным контрактом, не были выполнены заказчиком?

– Именно так. Получение всех перечисленных выше документов и предоставление их подрядчику согласно условиям контракта есть обязанность заказчика. Она является непосредственной обязанностью Фонда капитального строительства, который выступает посредником между Комитетом по строительству и подрядчиком. Однако Фонд отказывается от выполнения своей части работ и перекладывает весь блок работ на исполнителей. Подрядчики, стремясь выполнить свои обязательства, вынуждены принимать на себя дополнительные работы, понимая, что задержка с получением необходимой документации приведет к срыву сроков по контрактам. Таким образом, исполнители вынуждены своими силами разрабатывать рабочую и даже проектную документацию, получать технические условия и согласования, проводить мониторинги и обследования зданий, чтобы ускорить процесс строительно-монтажных работ. Кроме того, из-за отсутствия названной документации появляется много работ, не предусмотренных условиями контракта, которые подрядчик вынужден делать за свой счет.

Кроме того, надо помнить, что Комитет по строительству располагает целым штатом юристов, и если бы с момента заключения контрактов имелись нарушения со стороны исполнителя, информация об этом была бы незамедлительно передана в судебные органы. Это предельно отработанная, практически автоматическая процедура. Однако до сих пор в судах нет ни одного иска.

– Какой выход из сложившейся ситуации видите вы? Ведь объекты, большинство из которых социально значимо, так или иначе надо достраивать.

– Я вижу два варианта, которые в данной ситуации может выбрать Комитет по строительству. Первый – это в судебном порядке разорвать существующие контракты и передать объекты другому подрядчику. При этом я не уверен, что расторжение «по суду» произойдет на условиях, выгодных заказчику, так как мы со своей стороны уверены в собственной правоте и полны решимости защищаться и отстаивать свои законные интересы. Но даже если контракт будет расторгнут и к его выполнению привлекут нового подрядчика, необходимо четко понимать, что новая организация сможет выйти на строительную площадку не ранее чем через 1,5 года после завершения судебной процедуры. Я не знаю, кому и чем может быть выгодно такое развитие событий. По моему мнению, наиболее верным и экономически выгодным путем для заказчика является все-таки поиск компромисса с уже работающими подрядчиками с тем, чтобы все-таки в кратчайшие сроки закончить работу на данных объектах.

Добавлю, что я не знаю, какой логики будет придерживаться госзаказчик, но надеюсь, что правительство города проведет для этой ситуации компетентное расследование, по итогам которого будут приняты взвешенные и объективные решения. Мы же, со своей стороны, готовы работать. В подтверждение этого готовы заменить банковские гарантии банка «Российский кредит», у которого совсем недавно была отозвана лицензия, новыми гарантиями другой кредитной организации.

автор: Виктор Краснов